Одной из труднейших задач современного христианского образования является создание условий для духовного развития детей и молодежи в ситуации стремительных изменений в обществе. Высокий уровень неопределенности изменений, всеохватывающая компьютеризация, невероятный информационный поток – факторы, влияющие на все сферы образования, в том числе и на область православного воспитания [Асмолов 2016, Бауман 2016, Бодрийяр 2013, Наумова 2016, Обухов 2019]. Организаторы и педагоги воскресных школ, православных гимназий и детских лагерей сталкиваются в своей деятельности с общими для современных детей проблемами: клиповое мозаичное сознание, некритичное усвоение норм и образцов, транслируемых СМИ, гонки за эмоциональными состояниями, духовное потребительство и зависимое поведение [Ковалева, Ковалев 2015а, Ковалева, Ковалев 2018].
Для православных педагогов становится все более очевидным, что воспитание христианского идеала, каким является свободная личность, способная действовать на нравственных основаниях в изменяющихся условиях, умеющая в сложных ситуациях находить и ответственно реализовывать творческие решения, в современных условиях требует иных, чем прежде, методик. Современное христианское образование нуждается в новых, адекватных времени подходах к созданию развивающей среды [Данильчева 2019, Дьяконова 2016, Ковалева, Ковалев 2015б, Михеева 2016, Прохоров 2015, Слободчиков 2016].
Как показывает практика, одним из способов создания условий для духовного становления ребенка, молодого человека является рефлексивно-позиционный подход, автор которого – Наталья Борисовна Ковалева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии МПГУ [Ковалева 2013, Ковалева 2014, Ковалева 2015, Ковалева 2016а, Ковалева 2016б, Ковалева 2016в, Ковалева 2016г, Ковалева 2018, Ковалева 2019].
Подход был рожден и опробован в живом практическом делании. Он появился не в тиши кабинетов, а в гуще воспитательного процесса и был творческим ответом методистов, психологов, педагогов на возникающие проблемы при создании развивающей среды православно-ориентированного лагеря.
Прежде чем представить опыт реализации подхода в практической деятельности, остановимся на его основных понятиях. Как видно из названия, в его основании находятся представления о позиционности и рефлексии. Рефлексивно-позиционный подход раскрывает позицию как «присваиваемые ценности и идеалы, деятельно реализуемые человеком в жизни, определяющие центр, актуальный смысл и способ деятельности» [Ковалева, Ковалев 2015, 52]. Восприятие позиции как деятельно реализуемой ценности близко христианскому мировоззрению, один из принципов которого точно выражен в словах святителя Иоанна Златоуста: «Вера без дел мертва. И дела без веры мертвы. Если мы содержим здравые догматы, но не радеем о жизни, нам не будет никакой пользы от догматов» [свт. Иоанн Златоуст].
Второй основной составляющей подхода является понятие рефлексии, которая представляется как «возможность обнаружить проблему и предвосхитить способ ее решения, построить стратегию преодоления проблемы как тактику поиска ее решения, разработать средства достижения цели для типичных случаев и дооснастить тем самым себя самое, преобразовав собственную субъектность в соответствии с образом должного» [Ковалева, Ковалев 2015, 57].
Исходя из данных определений, важнейшими задачами образовательной среды, в основании которой лежит рефлексивно-позиционный подход, являются создание условий для проявления субъектности ребенка, подростка, молодого человека через его активное творческое включение в создание этой среды, установление очевидных связей между ценностями человека и его действиями, развитие осознанного восприятия нравственных идеалов и умения находить способы их реализации в своей деятельности, обучение видению образа желаемого результата деятельности, вытекающего из образа должного, а так же умению фиксировать разрыв между реальным и должным, творческому поиску преодоления этого разрыва.
Эти и многие другие задачи решаются в программах духовного развития детей и молодежи, успешно проводимых в иркутском православном лагере «Роднички».
С 2010 года педагогический коллектив летнего детского православного лагеря проводит программы на основе рефлексивно-позиционного подхода. Работа по подготовке программ ведется под руководством и в тесном сотрудничестве с Н. Б Ковалевой и Ф. А. Ковалевым, ведущим Московского герменевтического клуба.
За десять лет было подготовлено и проведено 10 уникальных программ:
- 2010–2011 годы – «Нарния: как спасти хрупкий мир»;
- 2012 год – «Школа нарнийских рыцарей»;
- 2013 год – «Школа оруженосцев»;
- 2014 – 2015 годы – «Рыцарские смены»;
- 2016 год – «Школа хранителей цивилизации: князь Владимир»;
- 2017 год – «Морская смена: история подвига»;
- 2018 год – «Школа рыцарей времени: святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский»;
- 2019 год – «Школа хранителей цивилизации: по книге Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» [Толкин 1994].
Приступая к рассказу о морской смене хочется показать, как в малых и больших деталях воплощались в смене выстраданные педагогические принципы и методические подходы, как сложно и объемно планировалась и создавалась целостность всех компонентов программы. Эта спланированная и воплощенная целостность стала гарантом успеха проведенной смены.
Программа «Морская школа хранителей цивилизации» разработана в соответствии с положениями «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в опоре на передовые педагогические теории [Демакова 2018, Обухов 2019, Слободчиков 2016] и нацелена на создание условий для:
- формирования мировоззренческих идеалов и нравственных ориентиров, основанных на христианской картине мира;
- формирования у детей чувства причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России;
- формирования внутренней активной позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;
- воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
Задачи:
- Воспитание у детей отношения к Культуре и к Истории как сокровищнице человеческого опыта и к пространству поиска ответа на вопрос «Кто есть человек и в чем смысл человеческого существования?».
- Развитие образного мышления. Умение видеть и понимать художественные образы, символы, видеть между ними связь – необходимое условие для вхождения в культурный контекст и в целом для развития личности ребенка.
- Формирование представлений о развитии личности человека как о непрерывном, постоянном процессе постижения и поиска истины.
- Создание условий для формирования и развития проектного мышления (понимание проблем и поиск их разрешения, наличие образа результата).
- Формирование способов взаимодействия в творческой команде.
Общая структура программ:
- Ролевая линия (Морская школа хранителей цивилизации, создание зримого метафорического пространства);
- Содержательная линия (актуальный вопрос смены, работа с культурными образцами, приращение пониманий);
- Командообразовательная линия (практикумы по командообразованию);
- Факультетская линия (введение профессионального фокуса: 1, 2 отряд – театральный факультет; 3, 4 отряд – журналистика; 5, 6 отряд – факультет изящных искусств).
Принципы и способы реализации программы:
- Обращение к историческому и культурному наследию (по мнению современных психологов и педагогов, это одно из главных условий личностного развития).
- Введение в программу Образа Идеального, через разрыв с которым фиксируются проблемы и вводится представление о миссии человека перед обществом и Родиной.
- Определение проблем духовно-нравственного развития, насущных для детей. Вытекающая из этого актуализация важных для детей вопросов, что позволяет участникам программы активно включиться в сложную интеллектуальную и творческую деятельность.
- Постоянное приращение содержания, то есть, на каждой содержательной точке программы заложена возможность для возникновения новых актуальных для детей пониманий.
- Возможность ценностного самоопределения детей. Ситуации, возникающие при разборе культурных образцов или во время ролевых игр, в которых дети открывают для себя истинные мотивы и ценностные основания поступков героев, оказавшихся перед сложным нравственным выбором, позволяют каждому ребенку самоопределиться – с чем он может согласиться, а с чем нет, какие ценности для него самые важные.
- Диалогический характер всех видов взаимодействия. В диалоге с вожатыми, с другими детьми развивается умение слушать, слышать, понимать другого и формулировать свою собственную позицию.
- Ориентация программы на три возрастных категории: детей 9–11 лет, среднего подросткового возраста 12–14 лет и старшего подросткового возраста 15–17 лет. Опора на мировоззренческие потребности каждой из данных возрастных групп.
- Взаимосвязь всех компонентов программы, создание целостного ролевого, содержательного и командообразовательного процесса.
- Постепенное разворачивание программы – от простого к сложному.
- Гибкость программы, возможность ее изменения в ходе воплощения.
- Удержание энергетической ритмики: чередование интеллектуальных, творческих дел с различными видами деятельности, снимающими напряжение.
- Отсутствие дидактических, назидательных приемов. Задача вожатых – не морализаторство, а создание условий для личных открытий детей.
- Прогнозируемая связь каждого этапа программы с групповыми процессами в отрядах. Преобразование каждого отряда в творческую команду, то есть группу, способную творчески решать сложные задачи.
- Введение всех содержательных открытий в нормы взаимоотношений в отряде, в отношения среди всех взрослых, в отношение к Делу.
Подходы и методики программы:
- Рефлексивно-позиционный подход [Ковалева 2010, Ковалева, Ковалев 2018];
- Сюжетно-деятельностная игра [Ковалева 2013, Ковалева 2014, Ковалева 2015, Ковалева 2016а, Ковалева 2016б, Ковалева 2016в, Ковалева 2016г, Ковалева 2018, Ковалева 2019];
- Метод психолого-педагогического сценирования [Ковалева 2015] мероприятий, основанный на создании ситуации перехода аудитории из позиции того, на кого воздействуют, в позицию тех, кто действует, то есть из объектной в субъектную. Такое сценирование предполагает у ведущего готовность отходить от намеченного, идти за группой, при этом удерживая и воплощая задачу по созданию пространства размышлений и творческого группового взаимодействия;
- Медиагерменевтика [Ковалева, Ковалев 2015] как основной способ работы с культурными образцами;
- В течение всей смены рефлексия происходящих процессов, в которую включены все дети. Использование разных видов и способов рефлексии (анкеты, Лоции, создание свитков «Наш путь к экипажу», в походе – лист критериев и самооценки, и так далее). Методы творческой рефлексии в работе с культурными образцами (факультетские дела и так далее);
- Проектные методики, постановка проблемы перед началом любой деятельности;
- Профессиональная сфера (ИЗО, журналистика, театр) как способ претворения открытых смыслов в практическое делание;
- Командообразовательные практикумы;
- Вводные ко всем Делам программы как способ мотивации к участию и вписывания действий детей в культурный и исторический контекст;
- Методы командного решения творческих задач;
- Элементы медиаобразования на всех этапах программы;
- Способ создания ролевого пространства через образные действия, наличие атрибутики (плащи и ролевые имена ведущих, глобус, макеты кораблей, бескозырка и так далее) оформление внешних и внутренних помещений, музыкальное сопровождение программы.
Описание программы:
Общая концепция программ «Хранители цивилизации» состоит в размышлении о том, как быть тем человеком, который открывает своему обществу дорогу в будущее. В центре программ – поиск ответа на вопрос «Как быть созидателем, а не потребителем; кого можно назвать настоящим человеком?»
В программе «Морская школа хранителей» ставились вопросы: «как быть настоящим капитаном, то есть тем, кто берет ответственность за Дело, за команду, за свою собственную жизнь? Какие на этом пути могут быть опасности и искажения? Как в своей профессии быть хранителем общества, а не разрушителем его?»
Замысел состоял в том, чтобы открыть детям суровые профессии (моряки, геологи, то есть те профессии, о которых сейчас почти не пишут в СМИ) как сложный, романтичный и очень важный для общества род деятельности. На примере жизни людей этих профессий и в процессе обращения к истории морских подвигов и открытий ребятам предстояло сделать важные для себя открытия, осознать качества настоящих лидеров и научиться принимать решения на нравственных основаниях в сложных жизненных ситуациях.
Основными культурными образцами в программе стали фильмы «Хозяин морей» (Англия–США, 2003 год) и «Территория» (Россия, 2014 год).
Вся смена строилась как обучение в «Морской школе хранителей», куда ребята поступают, чтобы найти ответы на многие актуальные для себя вопросы, через испытания и творческие задания освоить самые разные способы командного взаимодействия, а в конце обучения выполнить сложную Миссию Морской Школы Хранителей.
Миссия состояла в том, чтобы разбившись на два Мегаотряда (или две эскадры) по три отряда каждый (или каждая) разработать сценарий и снять за два с половиной дня фильм, который бы рассказывал о том, как человек может брать ответственность за свое общество, за его развитие и становиться его хранителем. Смена заканчивалась большим кинофестивалем «Хранители Цивилизации», где каждый Мегаотряд (или эскадра) представляли итоги своей творческой работы.
Особенностью программы является: введение особого ролевого пространства (актуализация, постановка проблемы, ритуал открытия Школы, вожатые – мастера, ролевые имена, плащи), факультетская линия, уникальная разработка Большой стратегической игры «Морской бой»
Общее строение программы (18 дней): Заезд: 1 день.
- Вводная в программу: 2 дня.
- Обучение в Морской Школе хранителей: 10 дней. В рамках обучения отряд проходит путь от группы ребят к экипажу.
- Миссия. Кинофестиваль как итог Миссии. Подготовка и проведение: 3 дня.
- Выводная: 1 день.
- Отъезд: 1 день.
Итоги проведенной программы:
- Устойчивый интерес детей к истории русского флота и мореходства, главным двигателем которого стало познание мира и служение Родине;
- Новые понимания детей о профессиональном мире суровых профессий как о возможном пространстве духовного и нравственного роста;
- Приобретенные детьми умения и навыки командного творческого взаимодействия;
- Новый шаг в развитии образного мышления, умения работать с метафорами и символами;
- Появление позиционности, понимания своих личных ценностных оснований;
- Радостные, позитивные впечатления детей и родителей от прошедших смен.
Обретенная в течение смены активная позиция старших участников программы требовала деятельности и после летних смен. На базе Центра духовно-нравственного воспитания ИРНИТУ был создан подростково-молодежный клуб «Хранители», целью которого стало проведение цикла творческих проектов духовного развития детей и молодежи. В течение последующего времени участники клуба стали организаторами многих социально значимых для Иркутска дел, что можно считать видимым результатом успешно проведенных программ, созданных на основе рефлексивно-позиционного подхода.
Литература
- Об утверждении Стратегии 2015 – Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р.
- Акчурина 2015 – Акчурина Н. Н., Дрозд Н. Б., Дьяконова А. И. и др. Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-методическое пособие. Акчурина Н. Н., Ковалева Н. Б. и др. / Под ред. Г. Е. Брынцевой, С. М. Зверева, Н. Б. Ковалевой. М.: ГАОУ МИОО, 2015. 348 с.
- Асмолов 2016 – Асмолов А. Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования // Образовательная панорама. 2016. № 1 (5).
- С. 6–8. Бауман 2016 – Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос. 2005. 390 с. Бодрийяр 2013 – Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Тула: Тульский полиграфист, 2013. 204 с.
- Демакова 2018 – Демакова И. Д. Концепция воспитательной деятельности современного педагога с опорой на идеи Я. Корчака // Социальная педагогика, 2018. №2. С. 33–45.
- Данильчева 2019 – Данильчева С. В. Исследование мировоззрения подростков и юношества на основе методики «метафорический девиз жизни» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 287–290.
- Дьяконова 2016 – Дьяконова А. И. Психолого-педагогические принципы сценирования ситуаций позиционной диалогической коммуникации на уроках литературы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. №4. 2016. с. 35–41.
- Ковалева 2010 – Ковалева Н. Б. Процессы понимания и самоопределение в культуре // Тезисы юбилейной конференции, посвященной 125-летию общества психологов СССР М., 2010. т. 4. С. 93–96.
- Ковалева 2013 – Ковалева Н. Б. Идеал (образ) человека сквозь призму времен. Перспективы развития образования как ответ на вызовы 21-го века. Конфигурация проблемы // У истоков развития. Сборник научных статей М.: МГППУ, 2013. 214–226.
- Ковалева 2014 – Ковалева Н. Б. Психолого-педагогические условия трансляции ценности образования и освоения индивидуальной образовательной траектории подростками // Психологическая наука и образование. 2014. № 4. С. 64–72.
- Ковалева 2015 – Ковалева Н. Б. Метапредметность и личностные результаты в контексте задач модернизации образования // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2015. №11–12. С. 75–79.
- Ковалева 2016а – Ковалева Н. Б. Проектные характеристики понимания художественного текста / Общество: социология, психология, педагогика, 2016. № 4. С. 72–75.
- Ковалева 2016б – Ковалева Н. Б. Рефлексивно-позиционный подход к сценированию продуктивных форм образовательной антропопрактики / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. №2 (15). С.230–234. Ковалева 2016в – Ковалева Н. Б. Свобода выбора и самоопределение учащихся в образовательных программах личностного развития // Проблемы современного образования. 2016. № 3. С. 59–65.
-
Ковалева 2016г – Ковалева Н. Б. Обретение позиционности в интенции понимания текста: медиагерменевтические способы рефлексии и самоопределения // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. № 3. С. 7–16. Ковалева 2018 – Ковалева Н. Б. Сюжетно-деятельностные технологии в медиаобразовании. 2-е изд. М: МПГУ, 2018. 204 с.
- Ковалева 2019 – Ковалева Н. Б. Рефлексивно-позиционные основания современной антропопрактики // Мир психологии. 2019, № 4. С. 264–273.
- Ковалева, Дьяконова 2015 – Ковалева Н. Б., Дьяконова А. И. Проблемы исследования и развития ценностных ориентаций и мировоззрения обучающихся // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 3.М.: Когито-Центр, 2015. C. 31–33.
- Ковалева, Давыдова, Дьяконова 2018 – Ковалева Н. Б., Давыдова Н. В., Дьяконова А. И. Развитие личности и способностей учащихся средней школы. Практикум по психолого-педагогическому сценированию развивающих занятий в рефлексивно-позиционных и медиагерменевтических технологиях. М.: МОДИ, 2018. 144 с.
- Ковалева, Ковалев 2015а – Ковалева Н. Б., Ковалев Ф. А. Рефлексивно-позиционный подход к развитию личности и способностей учащихся. Медиагерменевтика. Учебно-методическое пособие. М.: МПГУ, 2018. 164 c.
- Ковалева, Ковалев 2015б – Ковалева Н. Б., Ковалев Ф. А Инновационное проектирование образовательных технологий (в аспекте реализации ФГОС общего образования): коллективная монография. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. 167 с. Михеева 2016 – Михеева О. В. Рефлексивно-позиционный подход к формированию диалогического пространства в программах духовного развития детей и молодежи г. Иркутска // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 7–2 (19). С. 146–149.
- Наумова 2016 – Наумова С. В. Феномены вмененного понимания в самосознании современных подростков // Психологические науки. 2016. № 1 (17). С. 6–8.
- Обухов 2019 – Обухов А. С. Современные исследования проблемы мотивации и саморегуляции человека в ситуации неопределенности и изменчивости мира // Исследователь /Researcher. 2019. № 1–2 (25–26). С. 10–21.
- Прохоров 2016 – Прохоров Е. А. Субъектно-позиционные основания формирования христианской картины мира у детей и молодежи // Педагогика, психология и образование: от теории к практике. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 58–65.
- Слободчиков 2018 – Слободчиков В. И. Проблемы и перспективы православно-ориентированного образования // Язык и актуальные проблемы образования. Материалы Международной научно-практической конференции. М.: 2018. С. 49–54.
- Толкин 1974 – Толкин Дж. Р. Р. Властелин Колец. пер. с англ. К. Каменкович М. Каррик Санкт-Петербург: Терра – Азбука, 1994.
- Свт. Иоанн Златоуст – свт. Иоанн Златоуст. Толкования Священного Писания. [Электронный ресурс] URL: http://bible.optina.ru/ new:iak:02:26 (Дата обращения: 02.12.2020).