Корчаковская тематика в исследованиях кафедры психологической антропологии
Корчаковская тематика в исследованиях кафедры психологической антропологии

Корчаковская тематика в исследованиях кафедры психологической антропологии

В мае 2016 года в Казани на Втором международном форуме по педагогическому образованию я получила предложение перейти в МПГУ вместе со своим корчаковским делом, которое я начала в 1990 году во время моего участия в корчаковском летнем университете в Израиле.

В первые годы ХХI века мы зачитывались текстами А. Г. Асмолова о мотивирующем мире, о стратегии развития открытого персонального образования как о тренде общества знаний в сетевом столетии. Александр Григорьевич подчеркивал, что в ХХI веке ключевая задача, связанная с образованием, – это превращение жизненного пространства, в котором живут и развиваются наши дети, в мотивирующее пространство, определяющее самореализацию личности. «Не декларации, не фразы, а изменяющаяся эпоха заставляет нас говорить о том, что сейчас происходит мета-скачок в изменении системы образования в целом. Суть этого скачка – переход к эпохе персонального образования – уникальной интеграции образования общего и дополнительного».

Сказанное имело, на наш взгляд, прямое отношение к жизни детей в лагерях, которые мы рассматривали как пространство и время детского бытия, мотивирующее пространство развития личности, школу взросления.

Лагерь «Наш Дом»: история создания 

Лагерь «Наш Дом» был организован в 1993 году как один из проектов Российского общества Януша Корчака (РОЯК) – общественной некоммерческой организации, созданной в 1991 году для пропаганды и практического использования педагогического наследия выдающегося польского врача, педагога и писателя Януша Корчака, трагически погибшего вместе со своими воспитанниками в концлагере Треблинка в августе 1942 года.

Основные цели общества: пропаганда и использование педагогического наследия Януша Корчака, а также практическая помощь сиротам, инвалидам, социально неблагополучным детям. С самого начала стало ясно, что эти задачи могут быть реализованы путем привлечения в корчаковское движение молодежи. Для реализации этой задачи в 1991 году был создан Молодежный корчаковский Центр, презентация которого состоялась на физическом факультете МПГУ. Его открытие ознаменовало приход в корчаковское движение студентов. Первые годы деятельности Центра – время сплочения студентов педагогических и других университетов, пришедших в РОЯК на ясный огонь трагической судьбы великого педагога. Собравшись под зеленым корчаковским флагом с золотым клевером, студенты делали первые шаги к Корчаку, постигали педагогику человека с внимательным взглядом детского врача, трезвым и уважительным отношением к детям, ироничной манерой общения и отсутствием страха перед близкой дистанцией с ними. В эти годы они впервые прочли книгу Януша Корчака «Как любить ребенка», отрывки из его дневника, познакомились с корчаковской интеллигенцией Польши и Израиля, Австрии и Голландии, Швейцарии и Франции, Бельгии и Бразилии, США и Германии. И именно в эти годы они начали в свободное время приходить к детям в больницы и детские дома. Заметим, что работа с детьми вовсе не была для них жертвой и не лишила их «студенческой жизни». Первые участники Молодежного корчаковского Центра (МКЦ) (теперь все называют их просто «корчаки») часто встречались, обожали валять дурака, много пели и смеялись. Но одновременно они искали Дело, на которое было бы не жаль потратить прекрасные юношеские годы. В 1993 году Дело было найдено: Корчаковский интеграционный международный лагерь, который получил название «Наш Дом» в память об одном из детских домов Я. Корчака в Варшаве.

Лагерь «Наш Дом»: идеология

С самого начала было очевидно, что необходимо отобрать идеи корчаковской гуманистической педагогики, которые лягут в основу работы лагеря. Что было особенно близко? Целостное видение Я. Корчаком ребенка в совокупности его физиологических, психологических, социальных проявлений, проблемы философии диалога, двойной национальной идентичности, гуманизации педагогической деятельности, рассмотрения детства не как подготовки к будущей взрослой жизни, а как самой жизни, трактовка прощения как важного принципа воспитания. Что привлекало? Корчаковская трактовка педагогики как науки о человеке, его слова: «Нет детей — есть люди», его видение качеств детей, в которых они «превосходят» нас, взрослых: эмоциональность, впечатлительность, непосредственность реакций. Огромный интерес для нас был в его оригинальной трактовке прав ребенка, в которые он включил право на ошибку, на тайну, на уважение детского незнания и труда познания, текущего часа и сегодняшнего дня; мистерии исправления, усилий и доверчивости, права на использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков, на движение, игру, собственность, право на смерть. Многие концептуальные идеи Корчака нашли отражение в Конституции лагеря и других документах.

Лагерь «Наш Дом»: концепция

Концептуальной идеей лагеря стала интеграция в единое сообщество детей разных социальных групп, в связи с чем ключевым направлением работы стали развитие, социальная адаптация и интеграция детей-инвалидов и здоровых детей в процессе их совместной деятельности. Вот уже 28 лет детское население лагеря — это дети с ОВЗ и здоровые дети из детских домов, многодетных, полных и неполных семей; дети из малоимущей прослойки населения и из семей “новых русских”; дети с проблемами в обучении и общении, не принятые школьными педагогами, и прекрасно успевающие дети; дети трех рас, пятнадцати национальностей из разных стран в возрасте от 6 до 17 лет. Практически здоровые дети и дети слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с ДЦП, аутизмом... Опыт показывает, что интеграционные процессы сложны для осмысления: связующие нити тонки и трудно различимы; сближение больных и здоровых детей не возникает спонтанно, оно возникает в результате целенаправленной деятельности педагогов, и успешность этого процесса связана с тем, насколько идейно, духовно и организационно объединены педагоги между собой, удалось ли им создать воспитательное пространство, которое стало бы живительной почвой для развития детей, независимо от их возраста, физического состояния, различия способностей и т. д. Этическая норма взаимодействия вожатых и детей в условиях интеграции – внимательное и бережное отношение педагога к каждому ребенку, изучение его проблем, оказание помощи. Интеграция осуществляется в лагере по нескольким направлениям: по возрасту (от 6 до 17 лет), по состоянию здоровья (слепые и зрячие); дети из детского дома и имеющие родителей; разных рас, национальностей, разных стран и культур.

Процесс интеграции обеспечивается постепенным расширением сфер взаимодействия больных и здоровых детей. Главным средством интеграции и одновременно ее результатом является «интеграционная среда» – среда совместного обитания детей: воспитывающая, развивающая, защищающая, помогающая. Важным средством решения поставленных задач стало «одомашнивание» среды: дети в лагере живут «семьями», в каждой из которых несколько мам и пап, 10–12 детей (больных и здоровых, домашних и сирот). Семья носит общую фамилию, коллективно участвует в жизни «Нашего Дома». Интеграционную среду отличает гибкий режим и возможности выборов (дети выбирают вожатых, свою «семью», комнату и товарищей по проживанию, кружки, общественную работу для себя).

Важнейшее средство интеграции – совместная деятельность детей. В лагере ребенок имеет возможность учиться иностранным языкам и музыке, заниматься в кружках астрономии, рисования, театральном, занимательной физики, химии, математики, быстрого чтения и т.д., участвовать в общелагерных мероприятиях: День рождения лагеря, День рождения и День памяти Януша Корчака, фестиваль культур стран-участников лагеря, День театра, День спорта и т.д. Каждый ребенок в лагере имеет возможность участвовать в самоуправлении: здесь организован Детский парламент, выпускается несколько газет, проводятся пресс-конференции, дискуссии, диспуты на этические темы. Заметим, что активность слепых детей во всех этих сферах не уступает активности зрячих, а нередко и превосходит ее. Гиперактивная деятельность не может не утомлять больных детей, поэтому принимаются специальные меры, чтобы снять этот эффект: дети получают возможность отдыхать друг от друга, могут уединиться в комнатах-спальнях, где общаются только со «своими». В лагере существуют «диаспоры» детей-инвалидов,детей из одного города, из одной страны, из одной школы, существует диаспора иностранных вожатых. Мы замечали, что хотя наиболее важно это уединение было для больных детей, но полезно и для всех остальных. Паузы в общении дают передышку каждому, они не разрушают целостности интеграционной среды, а, напротив, обеспечивали ее развитие.

Анализ многолетнего опыта позволяет сделать вывод о том, что механизмами интеграции больных и здоровых детей в единое сообщество является их совместное проживание, совместная деятельность и общие эмоциональные переживания. Руководитель лагеря должен понимать, чем каждая дифференцированная группа детей отличается от другой и чем они похожи. Изучение детей показало, что независимо от принадлежности к той или иной группе, все они жаждут реализовать себя в лагере, социализироваться (войти в сообщество). Условием реализации этих фундаментальных потребностей детей является принятие их взрослыми, которое возможно, если педагоги понимают и принимают своих воспитанников.

Основными направлениями деятельности лагеря являются физическая реабилитация детей с ОВЗ путем вовлечения их в посильные спортивные и другие мероприятия; развитие правовой культуры, построение в лагере демократических отношений, в которых дети и взрослые имеют равные права. Основные принципы деятельности вожатых — это уважение мнения детей, стремление учитывать в работе их привычки, привязанности, трудности и проблемы, помогать в их решении; открытый обмен мнениями об ошибках, о непонимании и конфликтных ситуациях.

В лагере организовано самоуправление по образцу корчаковских детских домов: здесь работает детский парламент, выпускается газета, осуществляются уборка и дежурство. Как у Януша Корчака, в лагере действуют почтовые ящики, в которые дети могут анонимно опускать письма и записки, существует доска объявлений, проводятся плебисциты по поводу важных событий – все это обеспечивает педагогов и вожатых «обратной связью», помогает оперативно принимать решения.

Интеллектуальное и творческое развитие – одно из самых важных направлений работы с детьми. В лагере ежедневно работают кружки и мастерские, дети изучают иностранные языки, поют, рисуют, танцуют, учатся играть на гитаре, активно участвуют в праздниках и конкурсах. Популярны в лагере ролевые игры; психологические тренинги, проводимые вожатыми или приглашенными специалистами; знакомство с культурой и традициями других стран. Наблюдения показывают, что дети с ОВЗ приобретают в лагере позитивный опыт совместной жизни со здоровыми сверстниками, проживая в «нормальной», не изолированной среде. Здоровые дети, имеющие родителей, получают
здесь опыт сопереживания, сочувствия и навыки помощи товарищам. Таким образом, каждый ребенок проходит в лагере школу жизни.

Еще одной концептуальной идеей лагеря является его международный характер. За прошедшие годы в лагере работали вожатые из России, Украины, Голландии, Германии, США и Швейцарии – активные участники корчаковского движения в своих странах. Все они волонтеры, работающие добровольно и бесплатно; студенты педагогических и других вузов, молодые педагоги, социальные работники, психологи, переводчики, актеры, музыканты, инженеры, проявляющие большой интерес к творческому наследию Януша Корчака, а также к проблемам детей-инвалидов и сирот. Опыт показывает, что привлечение в лагерь вожатых и детей из других стран стимулирует изучение иностранных языков, а знакомство с культурой и традициями других народов расширяет кругозор детей, воспитывает терпимость к людям других рас, национальностей, религиозных конфессий. Весьма ценно то, что вожатые из других стран становятся инициаторами оригинальных идей и мероприятий. Они активно внедряют в жизнь лагеря формы организации работы с детьми, традиционные для их стран – в подготовке сюрпризов и подарков, в оформлении ярких праздников. Особенно это проявляется во время традиционных для лагеря Дней Голландии, Германии, России, Татарстана и т.д, вызывая неизменный восторг всего сообщества. Проявляется эта самобытность также в культурных «вкладах» вожатых каждой страны: музыкальных, танцевальных, театральных и других.

Лагерь «Наш Дом»: воспитательные результаты

Знакомство с творческим наследием Я. Корчака и его Судьбой. Ознакомление значительного числа детей (более 2 тысяч участников лагеря) и студентов-вожатых (более 350 человек) с педагогическим наследием Я. Корчака. Внедрение опыта организации корчаковского лагеря через систему публикаций, радио и телепередач, участия в международных конференциях (Россия, Украина, Голландия, Германия, Израиль, Польша, Австрия, Швейцария и др.), подготовка вожатыми лагеря дипломных и диссертационных работ по Корчаковской тематике.

Создание новой педагогической реальности – международного корчаковского лагеря.

Организация международной команды вожатых-волонтеров и анализ ее многолетней деятельности.

1. Распространение опыта создания волонтерской международной команды вожатых в рамках общественной организации «Российское общество Януша Корчака. Все вожатые лагеря – активные участники национального корчаковского движения.

В настоящее время по образцу «Нашего Дома» работают лагеря в Голландии и Бразилии.

2. Разработка идеологии и методики создания международной команды вожатых — волонтеров в рамках общественной организации: бережное отношение к энергии поиска каждым вожатым своего направления, стиля общения с детьми, своего почерка, постоянное побуждение со стороны руководства лагеря к творчеству, создание творческой атмосферы, всемерное поощрение каждого участника воспитательного процесса за творческую находку. Вершина креативного процесса – сбор и издание материалов педагогических наблюдений, отражающих общую работу (сегодня в архиве лагеря более 1000 страниц – это тексты общелагерной газеты-дневника «Дни нашей жизни» (50 выпусков), газет «Парламентский вестник», семейные газеты, сценарии видеофильмов, стихи, написанные слепыми и зрячими детьми, рисунки, фотографии и т. д.).

Определение критериев оценки деятельности вожатых лагеря. Выбор в качестве главного критерия оценки воспитательных усилий вожатых динамики изменения детей: постоянная фиксация показателей личностного роста, развития, успехов, повышения самооценки, гуманизации воспитательной деятельности и всей системы отношений.

Исследование феномена «интеграционный лагерь, интеграционная среда». Распространение опыта создания интеграционной среды в условиях летнего лагеря. Создание и описание интеграционной среды, которая стала бы живительной почвой для развития детей независимо от их возраста, физического состояния, различия способностей и т.д., было и остается одной из самых трудных воспитательных задач лагеря. Ее решение предполагает целенаправленное создание качественно нового детского сообщества, составленного из дифференцированных и мало пересекающихся в обычной жизни групп детей.

Система деятельности педагога-руководителя корчаковского лагеря. Данные, полученные нами в процессе изучения детей, сыграли важную роль в отборе приоритетных направлений деятельности педагога-руководителя лагеря, которая строилась в соответствии с направлениями, обозначенными в теоретической модели: создание условий максимальной самореализации каждого ребенка; вовлечение его в творчество; обеспечение принятия его детскими сообществами. Заметим, что каждое из названных направлений мы рассматривали как фактор гуманизации жизни всех детей, независимо от состояния их здоровья. В процессе решения всех названных задач решалась сверхзадача: создание мажорной, оптимистичной атмосферы лагеря, которая останется в памяти и в сердце детей как праздник. Заметим, что сегодня, в условиях социальной нестабильности, эта задача приобретает особый смысл.

Вожатые лагеря «Наш Дом» – воспитательные результаты. Формирование гуманного отношения студентов, независимо от их профессиональной ориентации, к детству, к детям, к конкретному ребенку; формирование интереса к теории гуманистического воспитания, к творческому наследию педагогов-гуманистов, в том числе к наследию Януша Корчака; повышение гуманитарной культуры (изучение иностранных языков, продолжение образования в аспирантуре, магистратуре и т. д.); активное участие в конференциях, семинарах в России и за рубежом (пробы на научном поприще), подготовка публикаций, докладов. Формирование основ коммуникационной культуры: навыков общения с детьми разного возраста (6–17 лет), с детьми разных социальных групп (дети-инвалиды, дети-сироты, дети из полных, неполных, благополучных, неблагополучных семей, из семей «новых русских», из необеспеченных и бедных семей, с детьми из мегаполисов, малых городов, из сельской местности, из разных стран); детей из разных конфессиональных групп, разных культур, стран.

Воспитание студентов в рамках общественной организации является дополнением к воспитанию студентов в учебном заведении. Например, вожатые лагеря «Наш Дом» – студенты театральных вузов, – обогащают лагерь тем, что получают в своем институте: культура чтения, осмысление текстов, художественное слово, элементы театральной педагогики. Все это делает жизнь лагеря более яркой, красочной, интересной, формирует интерес детей к литературе и театру. С другой стороны, опыт, приобретенный студентами в лагере, обогащает их профессиональную деятельность. Основные характеристики студентов – участников корчаковского движения: интеллигентность, активность, креативность, ответственность, увлеченность.

Заключение

Главная цель вожатых – это создание и сохранение неповторимой атмосферы лагеря. Такая атмосфера имеет свою особую, радостную и яркую окраску, свой «температурный режим» – постоянную теплоту. Ее отличает мягкая смена напряжения и покоя, радости и грусти, шума и тишины, в ней есть редкие, но весьма значимые для всех минуты абсолютного единения, интима – полного доверия, множества положительных эмоций, глубоких чувств дружбы и любви. Создание такой атмосферы – очень сложная психолого-педагогическая задача, ее появление и развитие – результат весьма значительных усилий: обсуждений, диалогов, споров, совместной деятельности детей и взрослых. Опыт показывает, что дети охотно вовлекаются в создание такой атмосферы, они ее высоко ценят, берегут. Это то, что запоминается, остается на долгие годы. Этому общему чувству мы дали название – эмоциональная память. Что включает в себя эта деятельность? Для взрослых она включает усилия, направленные на изучение детей, включение их в разнообразную деятельность, вовлечение в творчество, педагогическое обеспечение принятия каждого ребенка детьми и взрослыми. Для детей – постоянное проявление активности, самостоятельности, инициативы, поддержка предложений, которые выдвигают ребята и вожатые, постоянная готовность самому не только во всем участвовать, но и стать инициатором того или иного начинания в лагере.

Опыт показывает, что условия личностного роста детей разного возраста, социальных групп, рас, национальностей, стран, состояния здоровья, детей из семей разного уровня материального достатка, в значительной степени обеспечиваются искренностью, открытостью, готовностью к диалогу, принятием, уважением, эмпатией, помощью и пониманием ровесников и взрослых. Таким образом, в процессе создания воспитательного интеграционного пространства лагеря удалось определить, что условием успешности этого процесса является наличие у педагога «выстраданной» им, ясной идеологии профессиональной деятельности и технологии внедрения ее в практику. Исследование позволило установить, что основными механизмами гуманизации воспитательного интеграционного пространства лагеря является гуманизация его быта, совместная творческая деятельность и общие эмоциональные переживания.


Литература

  1. Асмолов 2001 – Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы психологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.
  2.  Валеева 2016 – Валеева Р. А. Януш Корчак Как любить ребенка. М.: Социальный проект, 2016. 160 с.
  3.  Газман 1995 – Газман О. С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995. С. 1–13.
  4.  Демакова 2013 – Демакова И. Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира. М.: АНО «ЦНПО», 2013. 200 с. Корчак 1990 – Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1990. 493 с.
  5.  Селиванова 2009 – Селиванова Н. Л. Воспитание: тенденции развития теории // Вопросы воспитания. 2009. № 1. С. 33.

Количество показов: 276