Возвращение в Язулу: светлая экспедиция на край света
Возвращение в Язулу: светлая экспедиция на край света

Возвращение в Язулу: светлая экспедиция на край света

Экспедиция лета 2019 года продолжила серию экспедиционных исследований Школы № 1553 имени В. И. Вернадского, проводимых исследовательской группой «Социокультурная психология и антропология» на Алтай. В 2019 году экпедиция проходила в селении Язула Улаганского района Республики Алтай. Ранее экспедиции проходили в том же селении Язула в 2003 году [Обухов 2006; Обухов, Пивоварова 2006; Алтай и культура алтайцев 2004; Обухов 2004], а также была экспедиция в селения Джазатор и Аргут Кош Агачского района в 2008 году [Джазатор 2008]. Это одни из самых отдаленных селений на Алтае.

Численность экспедиционной группы в 2019 году была предельно большая (40 человек: 9 педагогов и выпускников и 31 школьник). В 2003 году вся группа насчитывала 24 человека (5 педагогов и 19 лицеистов).

Представим состав экспедиционной группы 2019 года.

Взрослые участники:
  1. Обухов Алексей Сергеевич — руководитель, к. психол. н., профессор, ведущий эксперт Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, руководитель исследовательской специализации «Социокультурная психология и антропология» Школы № 1553 имени В. И. Вернадского;
  2.   Ткаченко Наталья Владимировна — зам. руководителя, к. психол. н., доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ, педагог исследовательской специализации «Социокультурная психология и антропология» Школы № 1553 имени В. И. Вернадского;
  3.   Адамян Луиза Игоревна — к. психол. н., доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ;
  4.   Адамян Елена Игорьевна — к. филол. н., доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ;
  5.   Гришина Ирина Александровна — магистр психологии, аспирант кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ;
  6.   Ежова Оксана Федоровна — магистр визуальной антропологии, педагог исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР»;
  7.   Богуславский Андрей Андреевич — оператор;
  8.   Ерофеева Вероника Сергеевна — выпускница Школы № 1553 имени В. И. Вернадского;
  9.   Ларкина Софья Александровна — выпускница Школы № 1553 имени В. И. Вернадского.
Учащиеся:
  1.   Антонов Максим Анатольевич;
  2.   Байдакова Екатерина Вадимовна;
  3.   Божевольнов Федор Ильич;
  4.   Бродская Ирина Александровна;
  5.   Бычков Игорь Валерьевич;
  6.   Воейкова Елизавета Дмитриевна;
  7.   Гарикова Ирина Александровна;
  8.   Гритчина Юлия Михайловна;
  9.   Дудина Дарья Сергеевна;
  10.   Дучевич Ирина Михайловна;
  11.   Золотарева Вероника Андреевна;
  12.   Иванова Варвара Михайловна;
  13.   Кармазина Любовь Константиновна;
  14.   Кочергин Василий Ильич;
  15.   Кузиченков Алексей Владимирович;
  16.   Куклина Алиса Андреевна;
  17.   Курнешова Анастасия Евгеньевна;
  18.  Лаврова Таисия Петровна;
  19.   Логинова Надежда Викторовна;
  20.   Макеева Ярослава Викторовна;
  21.   Монадеева Агата Дмитриевна;
  22.   Мустафина Наиля Азаматовна;
  23.   Немов Андрей Сергеевич;
  24.   Савушкина Александра Сергеевна;
  25.   Сафронова Серафима Николаевна;
  26.   Фейзрахманов Кирилл Русланович;
  27.   Фейзрахманова Елизавета Руслановна;
  28.   Хухлаев Всеволод Олегович;
  29.   Чистяков Иван Петрович;
  30.   Шумова Анна Сергеевна;
  31.   Щербакова Злата Александровна.
Наша экспедиционная группа традиционно исследует именно весьма отдаленные и обособленные селения. Выбор отдаленного места проведения исследований не случаен. В исследовательские задачи входит изучение образа жизни и мировоззрения людей в условиях моноэтнической (как в Язуле — теленгиты) или биэтнической (как в Джазаторе — южные алтайцы и казахи) культурной традиции. Общие принципы выбора места проведения экспедиции обычно следующие: 
  1. поселение должно быть устойчиво моно- или биэтническим по составу жителей;
  2.  добраться до поселения сложно, оно находится «на краю света»;
  3.  оно должно быть немногочисленным по населению;
  4.  место, наименее изученное специалистами (и мало затронутое туристами, заезжими людьми);
  5.  поселение должно быть максимально обособленно от районных центров «цивилизации».
Все вышеперечисленное позволяет рассчитывать на интересные научные находки, а также можно надеяться на безопасное пребывание. В таких поселениях жители в основном радушны и достаточно открыты для общения. Возможные конфликтные ситуации маловероятны, что необходимо учитывать, подготавливая детскую экспедицию.

И, конечно, важна собственно исследовательская составляющая, которая может определять выбор места проведения экспедиции. В 2019 году целенаправленно было выбрано то место, где 16 лет назад уже проходила наша экспедиция. Это позволило выстроить исследовательскую программу в логике изучения транзитивности традиционной локальной общности.

Селение Язула входит в состав Саратанского сельского поселения, в нем проживают теленгиты (за исключением одного русского). Теленгиты — древняя этнотерриториальная группа алтайцев, имеющая свои культурные особенности и диалект алтайского языка [Теленгиты 2006]. Селение находится на реке Байдыш, недалеко от места ее впадения в реку Чулышман. Считается, что топоним «Язула» произошел от южноалтайского Jазулу — «раскинувшийся, ровный»; на теленгитском наречии jас улу — «весенняя стоянка» [Молчанова 1979, 274]. В центре селения находится памятник 200-летию селения, который был поставлен в 2002 году. Эта датировка связана с нахождением упоминания данного селения в архивных документах. Сейчас в Язуле имеется школа, почтовое отделение, клуб, фельдшерско-акушерский пункт, а также два небольших частных магазина. По данным сведений о зарегистрированном числе жителей, на 2016 год в селении проживает 247 человек. В 2003 году в селении проживало также около 250 человек. В 8 километрах вверх по Чулышману от селения Язула находится кордон Язула Алтайского заповедника — бывшая погранзастава с Тувой (до вхождения ее в состав РСФСР в 1944 году).

Отметим принципиальные изменения условий жизни в селении Язула, которые произошли между 2003 и 2019 годом:
  • дорогу до Язулы пробили только в конце 1990-х годов, она была готова к 2003 году, но по ней могли проходить только грузовики и УАЗики; в период после 2003 ее достроили так, чтобы по ней смогли проходить и легковые машины; в 2003 году электричество было в селении около трех часов вечером, в 2019 электричество было с 7 утра до 14 дня и с 17 до 24 часов ночи;
  • в 2003 году было доступно (и то с очень большими помехами и в малом числе домов) два канала телевидения; в 2019 году практически во всех домах есть телевидение с большим числом каналов, включая «Карусель»;
  • в 2003 году на русском языке местные говорили только начиная с подросткового возраста и более или менее говорили представители среднего поколения, а дети и пожилые люди по-русски не говорили; в 2019 году все дети прекрасно говорили по-русски, затруднения с языком наблюдались только у некоторых представителей пожилых людей;
  • в 2003 году с селением не было никакой связи; на 2019 год во многих домах есть стационарный телефон, многие жители имеют сотовые телефоны (связь ловит в нескольких местах селения, в том числе иногда доступен и мобильный интернет), есть интернет в школе;
  • 2003 году практически все дома были с аилами традиционного типа (земляным полом и очагом; крышей, покрытой корой; отверстием в крыше для дыма), а в 2019 при новых домах строятся аилы современного формата (с деревянным настилом, с закрывающейся крышей, покрытой досками и рубероидом). С учетом этих изменений и проводился последующий анализ материалов 2019 года в сопоставлении с экспедиционным архивом 2003 года.
Изначально были выделены следующие направления исследования:
  • этническая и локальная идентичность жителей Язулы;
  • автобиографическая, семейно-родовая память жителей Язулы;
  • обиходная, игровая и бытовая культура в Язуле;
  • обрядовое сопровождение жизненного пути человека в традиционной культуре теленгитов;
  • сакральная география, православие и народная вера теленгитов;
  • детство в традиционной культуре теленгитов;
  • истории жизни людей, проживающих на кордоне Алтайского заповедника; их взаимодействие с алтайцами.
Эти темы мы пытались рассмотреть в логике метаморфоз, которые произошли за период между двумя экспедициями в Язулу. Трансформация локальных сообществ, связанная с изменениями традиционного уклада жизни в условиях появления новых технологических средств (дорога, электричество, телевидение, сотовая связь, интернет), меняющих ситуацию открытости/закрытости к внешнему миру — одна из актуальных проблем современной науки. Особенно когда можно четко отследить изменение открытости/закрытости данного сообщества внешнему миру и информационному пространству и, в ситуации перестройки границ между «своим» и «иным» миром, систему межкультурной коммуникации.

В любой коммуникации при различных встречах между представителями разных культур и межкультурных контактах (встречах людей из различных культурных, конфессиональных или социальных пространств; разных возрастов; разных социальных статусов; владеющих различной культурной информацией; имеющих различный жизненный опыт и т. д.) возникают «культурные барьеры» и «культурные границы». Каждая культура выстраивает определенные защитные границы — огораживающие и разграничивающие культуру от других; а также выстраивает внутренние барьеры, структурирующие ее внутри себя.

Качество границы, ее открытость или закрытость к внешним изменениям могут быть обусловлены множеством факторов. Разные сообщества по-разному реагируют на внешние влияния, принимая, отчуждая или трансформируя в нечто новое внедряющиеся элементы. При этом их появление может нелинейно сказаться на метаморфозе локального уклада жизни, сложившихся культурных традиций и социальной идентичности.

На сегодняшний день существует немало исследований, раскрывающих специфику трансформации в локальных сообществах в условиях глобализации [Мухина 2002] и развития техногенной цивилизации. При этом большинство из них посвящено осмыслению либо общемировых тенденций, либо конкретным аспектам изменений: демографическая ситуация, жизненный уклад, национальные языки и диалекты, обряды, фольклор, в том числе музыкальный, и др. При этом не так много работ, показывающих системно на конкретных примерах актуальные изменения локальных сообществ во взаимосвязи с появлением того или иного технологического элемента. И это не случайно, так как разные аспекты жизни этносов изучаются разными науками. Нами был предложен принцип метапозиции [Обухов, Овчинникова, Ткаченко 2019], который не размывает границы наук, а дает возможность выстраивать продуктивный диалог между исследователями разных специализаций для построения комплексного междисциплинарного исследования локальной культуры.

Данная экспедиция была задумана как повторное исследование в территориально обособленном селении с интервалом 16 лет — фактически в ситуации смены поколений. Ключевой замысел исследования — понять на локальном материале общие закономерности взаимосвязей изменений уклада жизни и социальной идентичности в территориально обособленных селениях. Мы хотели выявить ключевые трансформации жизни и культурных традиций в современном территориально отдаленном селении теленгитов.

Методы исследования:
  • тематические беседы с аудио-/видеофиксацией;
  •  свободное общение в контексте пространства и событий;
  •  методы визуальной антропологии;
  •  работа с архивными материалами (материалами семейных архивов);
  •  картографирование;
  •  реестры и тегирование аудио- и видеозаписей.
Работа проходила в парах или тройках, где один отвечал за процессы аудио-, фото-, видеофиксации, а другой — за ведение беседы.

Впоследствии с помощью специальной программы создавался реестр записей с тегированием. Тегирование формировалось из полевых материалов как категориальное обобщение собираемых материалов. Оно было доступно всем участникам экспедиции для просмотра и пополнения. Также создавался общий реестр респондентов с привязкой к карте селения.

Методика работы группы описана в ряде публикаций [Обухов 2001; Обухов 2001–2002; Обухов 2005; Обухов 2015; Обухов, Ткаченко 2018]. В этом же году логика исследований была заложена во многом в рамках концепции метапозиции и в логике изучения именно транзитивности традиционного общества.

Общий график работы был следующий:
  •  утреннее ЦУ, на котором задавались общие темы, давались акценты, на что важно обратить внимание в течение дня и др.
  •  работа по группам в ходе дня (полевые выходы, ведение реестров записей);
  •  вечерний брифинг по группам (так как участников было слишком много, то рабочие пары или тройки были объединены в четыре группы, которые модерировали два взрослых) — в них подробно обсуждалось содержание материалов, собранных в течение дня. Это фиксировал в обобщенной форме кто-то из участников группы (каждый день кто-то новый);
  •  общий брифинг, на котором от каждой группы человек, который вел конспект обсуждения в группе, озвучивал ключевые моменты работы: что получилось собрать за день в рабочих парах или тройках. На основе этой информации формировалось содержание ЦУ на следующий день. Новым для технологии работы группы в этом году стала программа для создания реестров видеозаписей и тегирование.
Реестры создавались в специально разработанной сотрудниками Школы № 1553 имени В. И. Вернадского М. А. Рослым, С. С. Махотиным и И. М. Петровым программе (на базе программы Excel).

В ней каждая видео- или аудиозапись могла получить опись с автоматической привязкой к времени записи в файле. Это позволяло потом быстро находить необходимые моменты в аудио и видеозаписях при обобщении общих экспедиционных материалов.





Общий список тегов в этой экспедиции был составлен по ходу проведения исследования. Его структура выглядела следующим образом:







Этапы работы группы в ходе экспедиции были следующие: предварительное деление на рабочие группы (пары/тройки) и отработка согласованности деятельности в них — подготовительный этап экспедиции;
  •   окончательное разделение на рабочие группы — в поезде;
  •   составление графиков дежурства по кухне, графика по ведению полевого дневника и др. с учетом состава рабочих групп;
  •   включение в работу, знакомство с жителями — первые дватри дня работы в селении;
  •   начало составления тегов, ведение реестров — после появления первых записей;
  •   набор материалов в рамках общих тем — первая половина работы в селении;
  •   выделение ключевых тем для глубинной проработки, формирование авторских коллективов по написанию текстов докладов и созданию фильмов — середина рабочей части экспедиции;
  •   работа с выделенными исследовательскими фокусировками — вторая часть рабочего периода в селении;
  •   написание текстов, монтаж фильмов, выбор фотографий для фотовыставки — последние дни работы в селении;
  •   представление итогов работы группы — на итоговой конференции в экспедиции;
  •   обсуждение итогов работы группы, планирование индивидуальных исследовательских работ по материалам экспедиции (обратная дорога, «гусятник»).
Экспедиция 2019 года в селение Язула и его окрестности прошла продуктивно. Это было связано с достаточной вовлеченностью участников экспедиции в решение исследовательских задач, с системной и последовательной подготовкой учащихся, привлечением коллег из дружественных организаций к соучастию в работе с учащимися Школы № 1553 имени В. И. Вернадского на этапе обсуждения и анализа материала, монтажа фильмов. Группа оказалась чрезвычайно большой для привычного формата работы. Но мы ввели ряд новшеств в организацию уклада жизни группы и тем самым не снизили продуктивности в ее работе.

Выбор селения Язула также оказался ценным. Относительно небольшое, но имеющее три поколения жителей, по численности соотнесенное с размером экспедиционной группы — каждая рабочая пара имела возможность устойчиво работать с несколькими семьями. А также в контекст исследований отдельно попали две семьи — в Язуле и на кордоне — где мужчина приехал из города (в одном случае из Санкт-Петербурга, в другом — из Горловки). Это расширило круг исследовательских тем и сюжетов для фильмов.

Когда мы приехали в Язулу, нас очень радушно приняли, поскольку сохранились яркие и позитивные воспоминания о нашей экспедиции в 2003 году. Такая изначальная открытость была особо заметна на контрасте закрытости жителей селения в 2003 году, особенно в связи с тем, что мало кто хорошо тогда говорил по-русски. Сейчас языковая ситуация сменилась, но проявилась особая настороженность к видеосъемке. Мы ожидали, что переход на режим работы при фиксации материала, по возможности, на фронтальную видеозапись позволит собрать много интересного видеоматериала и смонтировать ряд содержательных видеофильмов. Однако ситуация в селе, куда интернет еще не дошел в полной мере, а скорее дошли слухи про него — сделала видеофиксацию практически невозможной, так как многие жители очень боялись, что эти записи могут попасть в интернет.

На итоговой конференции экспедиции, которая прошла 26–28 июля в окрестностях селений Боочи и Кулада Онгудайского района Республики Алтай группа «Социокультурная психология и антропология» представила следующий состав докладов по секциям:



В рамках вечернего кинозала были показаны фильмы нашей экспедиционной группы:
  1.  «Дорога на Алтай». Автор Анастасия Курнешова.
  2.  «Взгляд на Язулу». Автор Анастасия Курнешова.
  3.  «Традиционная алтайская кухня в селении Язула». Авторы Варвара Иванова, Алиса Куклина, Злата Щербакова.
  4.  «Голоса аилов. Музыкальная культура селения Язула». Авторы Ирина Гарикова, Александра Савушкина, Юлия Сергеевна Овчинникова.
  5.  «Человек на кордоне». Авторы Ирина Гришина, Василий Кочергин, Игорь Бычков, Ирина Бродская, Ярослава Макеева.
Также на поляне конференции была представлена фотовыставка участников группы «Язулинские мотивы», в которой было представлено более 300 отобранных фотографий.

Ряд ключевых сюжетов, которые были собраны в экспедиции на данный момент, оказался на периферии анализа. Среди них — культ коня, образ «своего» и «чужого» мира у детей и подростков и ряд других. Однако возможность сравнивать ситуацию в Язуле с промежутком в 16 лет с учетом тех технологических изменений и новшеств, которые за это время дошли до отдаленного селения, дала продуктивные результаты. По итогам экспедиции руководителями написан ряд статей в профильные профессиональные журналы, пройдены выступления на научных конференциях и семинарах. Некоторые ребята на основе полевых исследований потом написали свои курсовые работы в Школе № 1553 имени В. И. Вернадского, некоторые из них были представлены на Всероссийских юношеских чтениях исследовательских работ имени В. И. Вернадского в апреле 2020 года.

Отчет по итогам экспедиции передан в школу селения Язула и в Алтайское республиканское отделение Межрегионального общественного Движения творческих педагогов «Исследователь».

Собранные материалы экспедиционных исследований активно используются в работе специализации «Социокультурная психология и антропология» Школы № 1553 имени В. И. Вернадского и исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР», а также в преподавании ряда вузов Москвы: НИУ ВШЭ, МГППУ, МГПУ, МПГУ, РГГУ, МГУ имени М. В. Ломоносова. Например, на магистерских программах НИУ ВШЭ («Педагогическое образование» в рамках курса «Возрастная психология и развитие человека», «Философия и история религии» и «Философская антропология» в рамках курса «Педагогическая психология»), а также на майноре «Психология обучения в разных возрастах» со студентами бакалавриата всех факультетов НИУ ВШЭ. Фильмы из экспедиции анализируются и обсуждаются на магистерской программе «Визуальная антропология детства» кафедры психологической антропологии МПГУ. Материалы экспедиции включены в программы МГППУ («Практическая этнопсихология» в рамках курса «Этнопсихология») и МГПУ («Обучение физике и STEMобразование» в рамках курса «Возрастная психология»).

Методика организации таких экспедиций транслируется в другие образовательные сообщества. Материалы по методике организации данных экспедиций представляются на научно-практических педагогических конференциях, научных семинарах, курсах повышения квалификации («Фоксфорд», НИУ ВШЭ, Межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь», ММСО, БМСО и др.).

Приложение

Видеофильм 1. «Человек на кордоне»1 (40 мин.)

Авторы: Ирина Гришина при участии Василия Кочергина, Игоря Бычкова, Ирины Бродской, Ярославы Макеевой.

Фильм снят в рамках экспедиции группы «Социокультурная психология и антропология» (рук. А. С. Обухов) Школы № 1553 имени В. И. Вернадского в июле 2019 года на кордоне Язула Алтайского государственного заповедника, находящемся в верховьях реки Чулышман (Улаганский район Республики Алтай на границе с Тувой).

Герой фильма — Сергей Евгеньевич Шевченко (1972 г. р., род. в г. Горловка) — 26 лет проживал на кордоне, став его хранителем и душой.

Видеофильм 2. «Голоса аилов. Музыкальная культура селения Язула» (15 мин.)

Авторы: Ирина Гарикова, Александра Савушкина, Юлия Сергеевна Овчинникова.

Фильм снят в рамках экспедиции группы «Социокультурная психология и антропология» (рук. А. С. Обухов) Школы № 1553 имени В. И. Вернадского в июле 2019 года в селении Язула Улаганского района Республики Алтай.

В фильме отражены основные аспекты современного бытования музыкальной культуры среди жителей селения Язула. Показано, как музыкальная культура включена в повседневную и праздничную жизнь алтайцев-теленгитов.

Видеофильм 3. «Традиционная алтайская кухня в селении Язула» (6 мин.)

Авторы: Варвара Иванова, Алиса Куклина, Злата Щербакова.

Фильм снят в рамках экспедиции группы «Социокультурная психология и антропология» (рук. А. С. Обухов) Школы № 1553 имени В. И. Вернадского в июле 2019 года в селении Язула Улаганского района Республики Алтай.

В фильме представлены основные алтайские традиционные блюда и их изготовление. Фильм снят участницами экспедиции через погружение в повседневную жизнь одной из семей в Язуле. В ходе работы они научились готовить основные традиционные блюда.

Видеофильм 4. «Взгляд на Язулу» (5 мин.)

Автор: Анастасия Курнешова.

Фильм снят в рамках экспедиции группы «Социокультурная психология и антропология» (рук. А. С. Обухов) Школы № 1553 имени В. И. Вернадского в июле 2019 года в селении Язула Улаганского района Республики Алтай.

Фильм-эссе представляет авторское переживание красоты алтайского селения Язула, природы, людей.

Видеофильм 5. «Дорога в Язулу»3 (8 мин.)

Автор: Анастасия Курнешова.

Фильм снят в рамках экспедиции группы «Социокультурная психология и антропология» (рук. А. С. Обухов) Школы № 1553 имени В. И. Вернадского в июле 2019 года в селении Язула Улаганского района Республики Алтай.

Фильм в ироничной манере передает путь в селение Язулу и отображает участников экспедиционной группы в дороге до отдаленного алтайского селения и их жизнь во время экспедиции.

Литература

  1.  Алтай и культура алтайцев 2004 — Алтай и культура алтайцев: библиография / Сост. А. С. Обухов // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1. С. 205–209.
  2.  Джазатор 2008 — «Джазатор»: фильм группы «Социокультурная психология и антропологии» по итогам экспедиции 2008 года. URL: https://www.youtube.com/watch?v=8vbYgr_J9Ws
  3.  Молчанова 1979 — Молчанова О. Т. Топонимический словарь Горного Алтая. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1979. 395 с.
  4.  Мухина 2002 — Мухина В. С. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XXI век // Развитие личности. 2002. № 1. С. 16–39.
  5.  Обухов 2001 — Обухов А. С. Исследования личности в контексте традиционной культуры (теория, стратегия, тактика — концепция, программа, методы). М.: ДНТТМ, 2001.
  6.  Обухов 2001–2002 — Обухов А. С. Построение программы психологического исследования личности в контексте русской традиционной культуры // Развитие личности. 2001. № 3–4. С. 109–120; 2002. № 1. С. 171–226.
  7. Обухов 2004 — Обухов А. С. Экспедиция «на край света»: городской подросток в мире другой культуры // Народное образование. 2004. № 3. С. 175–184.
  8.  Обухов 2006 — Обухов А. С. Психология личности в контексте реалий традиционной культуры. М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. 352 с.
  9.  Обухов 2015 — Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Национальный книжный центр, 2015. 280 с.
  10.  Обухов, Пивоварова 2006 — Обухов А. С., Пивоварова Е. П. Обрядовое сопровождение личности теленгитов Горного Алтая // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 5. С. 161–168.
  11.  Обухов, Ткаченко 2018 — Обухов А. С., Ткаченко Н. В. Визуальные методы исследования обрядов: фиксация видимых социокультурных смыслов этнических культур // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы III Ежегодной научно-практической конференции памяти М. Ю. Кондратьева (10–11 мая 2018 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. С. 244–247.
  12.  Обухов, Овчинникова, Ткаченко 2019 — Обухов А. С., Овчинникова Ю. С., Ткаченко Н. В. Человек в контексте традиционной культуры: метапозиция и диалог между исследователями разных наук // Обсерватория культуры. 2019. Т. 16. № 4. С. 349–361.
  13. Теленгиты 2006 — Теленгиты // Тюркские народы Сибири / отв. ред. Д. А. Функ, Н. А. Томилов; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН. М.: Наука, 2006. С. 512–532.










Количество показов: 3