Герменевтический клуб МПГУ как форма психолого-педагогической антропопрактики
Герменевтический клуб МПГУ как форма психолого-педагогической антропопрактики

Герменевтический клуб МПГУ как форма психолого-педагогической антропопрактики

Большой вклад в решение стратегических задач образования в научно-исследовательском и научно-практическом ключе вносит кафедра психологической антропологии Института детства. Среди приоритетных направлений ее работы целесообразно выделить теоретические и научно-практические разработки, направленные на психолого-педагогическое обеспечение образовательной антропопрактики, в том числе создания условий для развития личности, мировоззрения, гражданской, культурной и профессиональной идентичности, культуры коммуникации, понимания текста, исследовательской и проектной деятельности [Демакова 2018, Ковалева 2019, Обухов 2018, Лопаткова 2018, Шнейдер 2019 и другие].

Одним из продуктивных направлений научно-практических и исследовательских разработок, отвечающих модельным представлениям антропопрактики, является рефлексивно-позиционный подход к развитию личности и способностей учащихся и производные от него технологии – медиагерменевтика и сюжетно-деятельностная игра [Ковалева 2010, Ковалева 2013, Ковалева 2015, Ковалев 2015]. Под руководством доцента кафедры Н. Б. Ковалевой создано два сообщества, позволяющих осуществлять масштабные исследования: Ассоциация творческих педагогов исследователей «Мастерская психолого-педагогического сценирования развивающих занятий» и Герменевтический клуб МПГУ, команда которого активно участвует в форумах, конференциях, в том числе международного значения, создает и реализует программы профессионального, личностного и духовного развития детей и молодежив Москве и регионах.

Мастерская психолого-педагогического сценирования существует с 2010 года и объединяет педагогов и психологов, работающих в школе. Площадка, позволяет поддерживать исследовательский дух и творческую направленность участников за счет постоянной совместной проработки сценарных разработок, выстраиваемых на основаниях рефлексивно-позиционного подхода. В 2014 году Мастерская по приглашению А. С. Обухова стала одним из проектов кафедры и официальной научно-исследовательской площадкой МПГУ. За эти годы участниками было выпущено три учебно-методических пособия, в которых представлено около 200 сценарных разработок, позволяющих реализовать принципы психолого-педагогической антропопрактики на основе авторского рефлексивно-позиционного подхода Н. Б. Ковалевой и производных технологий: медиагерменевтики [Акчурина 2015, Ковалев, Ковалева 2015, Ковалева, Давыдова, Дьяконова 2018] Эффективность данных разработок ярко проиллюстрирована в серии научно-практических исследований, проведенных студентами – членами исследовательской группы герменевтического клуба.

Герменевтический клуб (ГК) существует в МПГУ с 2013 года, в настоящий момент насчитывает 187 участников. ГК – это творческое содружество старшеклассников, студентов, молодых специалистов и педагогов. В самом названии клуба отражен важный принцип и фокус интересов участников: понимание и освоение смыслов, содержания, значения культурных феноменов, с которыми приходится сталкиваться молодым людям в процессе взросления и получения образования. ГК – это встреча с миром высоких, но еще не открытых смыслов культуры. Это возможность по-новому открыть для себя выдающиеся художественные произведения, вступить в диалог с их авторами и понять их значимость. Это опыт собственного творческого высказывания; практика сотрудничества и интеллектуальной кооперации в контексте исследования и обсуждения актуальной молодежной проблематики. Наконец, это возможность обрести друзей и единомышленников, освоить язык метафоры и культуру знаково-символической позиционной коммуникации в совместной творческой деятельности.

Каковы концептуальные основания создания герменевтического пространства?

В подходе интегрируются основания рефлексивной психологии творчества, психологической антропологии и культурно-исторического подхода, а также создаются условия для развития способности самоопределения к ценностям и смыслам своей жизни и образования.

1. В качестве базового моделирующего концепта выступает представление о позиции, трактуемой как присваиваемые ценности и идеалы, деятельно реализуемые человеком в жизни, определяющие центр, актуальный смысл и способ деятельности [Алексеев 2002]. Следовательно, позиционная рефлексия определяется и рассматривается как необходимое условие для возникновения такой позиции. Соответственно, основная фокусировка подхода к проектированию модели и гармонизированных с ней методик и технологий делается на развитии «позиционности» личности посредством освоения деятельных способов реализации мировоззренческих ценностей и идеалов [Ковалева 2013, Ковалев, Ковалева 2015, Ковалева 2016, Ковалева 2018].

Определение «позиции» как «способов реализации ценностей» задает необходимость движения сразу в двух направлениях – в направлении создания условий для ценностного самоопределения и в направлении поиска возможностей и средств реализации выбранных мировоззренческих ценностей и идеалов. Мировоззренческая герменевтика или герменевтика недоумения и вопрошания, предметом и областью рассмотрения которой является картина мира в ее индивидуальной ментальной проекции и внутренний мир познающего субъекта с его со-бытийностью, а способом диалог, недоумение, освоение неизвестного через вопрошание и образное мышление создает значимые перспективы для действенного самоопределения личности в современной культуре в контексте собственного бытия и постижения, открытия его смысла [Ковалева 2013, Ковалева, Ковалев 2018].

2. Формирование диалогической среды совместного поиска на основе системы специально разработанных фасилитирующих психотехник и постановки интересных проблемных заданий, требующих со-творчества, позволяет задать несколько принципиальных норм коммуникации, постепенно переходящих из вне во внутренний план. А именно: а) норму внимательного отношения к высказываниям других; б) норму сопереживания и переживания в) норму «вслушивания» в текст как в живое высказывание его героев, интерпретаторов и автора; г) норму использования живого слова, образного языка, метафор и символов; д) норму обеспеченного аргументированного высказывания, – нормы, вне которых невозможно возникновение позиционности [Ковалева, Ковалев 2015].

3. Художественность, образность моделируемой среды, в сочетании с техниками проблематизации, предзадает возможность вывести размышления подростков за рамки привычных стереотипов и пробудить их творческое воображение проектно-сценарными решениями [Ковалева 2010, Ковалев 2015, Наумова 2016].

4. Система рефлексивных действий с постепенным переходом к проектным проспективным формам обеспечивает необходимую основу для обнаружения новых целей и смыслов жизни в проектном ключе [Ковалева 2015].

5. Моделирование комммуникативно-ролевых игровых ситуаций и проблемных ситуаций создаёт условия для ценностного самоопределения и выбора способа действия на основе сюжета основного произведения [Ковалева 2015, Ковалев 2015, Михеева 2016].

6. Раскрытие основных композиционных особенностей художественного ряда и выявление духовных ценностей, мировоззренческих установок и идеалов, продвигаемых авторами, инициируют ценностно-смысловое самоопределение участников к социокультурным проблемам и перспективам собственного развития. На основе ценностно-смыслового самоопределения участников создаются условия для формирования детско-взрослой общности, объединенной вокруг общего дела [Ковалева 2010, Ковалева, Ковалев 2015, Прохоров 2016].

Основные проекты и формы работы:  
  1. Детско-взрослые межрегиональные проекты («Образованный человек XXI века», «Хранители цивилизации», «Проектирование профессии будущего» и другие);
  2. Комплексные исследования в сфере развития личности и способностей учащихся (ценностно-смысловые ориентации, мировоззрение и картина мира детей и молодежи, представления о мире профессий и профессиональное самоопределение подростков, становление и развитие идентичности, самосознания, способностей понимания, рефлексии, коммуникации, творчества);
  3. Выездные образовательные сессии, тренинги, семинары, сюжетно-деятельностные игры в рамках ежегодной Весенней психологической школы;
  4. Разработка и проведение курсов подготовки ведущих детского лагеря по программам «Нарния: хроники мира и войны», «Юные капитаны в Мумидолле», «Хранители цивилизации: морская смена», «Жизнь и подвиг Святого равноапостольного князя Владимира», «Хранители цивилизации: Братство кольца» в московском и иркутском регионах;
  5. Молодежные форумы, университетские субботы, проектные семинары, тренинги по командообразованию и коммуникации, сюжетно-деятельностные игры (Проектирование профессионального будущего: новые территории», «Профессиональная позиция и обретение внутренней свободы: поиски выхода из лабиринта», «Место встречи Уильяма Шекспира, Максимилиана Волошина, Осипа Мандельштама, Иосифа Бродского и московской молодежи» и другие;
  6. Ежемесячные встречи клуба с разбором художественных образцов в технологиях медиагерменевтики и проектные онлайн-семинары;
  7. Инновирование результатов деятельности.
Как раскрывается исследование с антропологической точки зрения? Через практику становления сущностных сил человека, его родовых способностей, практику выращивания в человеке «собственно человеческого» – средствами самого образования [Алексеев 2002, Семенов 2013, Слободчиков 2010]. Антропологический смысл рефлексивных деятельностей, таким образом – это становление подлинной субъектности как основания и механизма перехода из режима развития в режим саморазвития и самопроектирования на всем пространстве своей жизни [Ковалева 2016, Обухов 2018, Семенов 2018, Слободчиков 2015]. Построение картины мира и смысла жизни – «Кто – я? Зачем – я? Куда – я?». Формирование собственной позиции с нахождением способов реализации ценностных оснований и мировоззренческих идеалов [Ковалева 2015, Ковалев Ковалева 2018].

В опоре на рефлексивно-проектную модель исследования в 2016 году сложилась исследовательская группа клуба – 18 человек, которыми сделано 108 публикаций и 126 докладов на конференциях. Активом клуба (14 человек) проведено 72 мастер-класса, 12 молодежных форумов, 36 инновационных занятий в школах по авторской программе Н. Б. Ковалевой «Проектирование профессии будущего», 45 рефлексивно-позиционных тренингов коммуникации и командообразования, 18 программ детского лагеря летнего отдыха в рефлексивно-позиционных технологиях, 6 сюжетно-деятельностых игр в рамках ежегодной всероссийской конференции «Технологии развития личности в современной медиасреде» и весенней психологической школы. Регулярно проводятся: три постоянно действующих онлайн-семинара по разработке программ, ежемесячные встречи с разбором культурных образцов и отработкой медиагерменевтических технологий. Запущено пять самостоятельных проектов. Некоторые результаты такой работы представлены в статьях этого выпуска.

Важной точкой приложения усилий команды ГК было два пространства: студенты Института детства (начфак, дефак и психологи). Вовлечение в исследовательскую и проектную работу студентов двух ярких выпусков психологического бакалавриата кафедры, обучающихся по программе «Практическая психология детства», созданной, как и многие другие идеи и программы под руководством и при прямом участии основателя кафедры А. С. Обухова. С 2016 года основным руководителем и куратором бакалавров-психологов стала Н. Б. Ковалева, которой удалось вовлечь в научно-исследовательскую и проектную работу клуба практически всех ребят. Основной упор делался на их профессионализацию и личностное развитие – именно на это были направлены усилия таких специалистов кафедры, как И. Д. Демакова, И. В. Лопаткова, А. Н. Фоминова, Л. Б. Шнейдер, Е. И. Адамян, Л. И. Адамян, О. Я. Гавриловой, Е. В. Казенной и других преподавателей. Однако с точки зрения создания некоторой увлеченной творчеством, культурой и исследованием общности решающую роль сыграл именно ГК, команда которого регулярно организовывала образовательные сессии, мощные сюжетно-деятельностные игры, тренинги профессионализации.

Основные направления исследования:  
  1.   картина мира и ценностно-смысловая сфера, творческая направленность [Гудкова 2019, Данильчева 2019, Дьяконова 2016, Дябина Минаев 2019, Фатихова 2019 и другие];
  2.   идентичность – социокультурная, профессиональная, гражданская [Гудкова 2019, Минаев 2018, Ильина 2019, Фишер 2018, Хилик 2018];
  3.   субъектность в кинопредочтениях и характеристики медиакультуры [Ильина 2019, Ковалева 2017, Наумова 2015];
  4.   феномены понимания, понимание метафоры, образное мышление, креативность [Золотухина 2018, Ковалева 2017, Лындина 2016, Наумова 2015, Новожилова 2018];
  5.   проектные способности, а также способности понимания, рефлексии, творчества и, самое главное, совместного творчества [Данильчева 2019, Дьяконова 2016, Дябина 2019, Катречко 2018, Минаев 2018, Ковалева 2016]. Исследования захватывают в том числе детей с логопедическими нарушениями, делинкветными подростками, сиротами. География: Москва, Иркутск, Братск, Тверь, Нижний Новгород, Киров и другие города.
В ценностных ориентациях и мировоззрении детей и молодежи преобладают ценности потребительского общества: высокий уровень дохода, возможности разнообразной насыщенной развлечениями и комфортом жизни, обладание внешними атрибутами преуспевания в социальном плане. Ценности образования, познания, творчества выражаются в основном также в модусе «обладания», а не «бытия», если вспоминать Эриха Фромма. Конечно, традиционные ценности семьи, дружбы, любви оказываются для большинства первостепенными, однако, по мнению многих исследователей, эти понятия редуцируются, в частности дружба часто сводится к совместному времени препровождению. Функция взаимопомощи остается, но такие системообразующие характеристики как единомыслие, диалог, взаимопонимание уходят на задний план и проявляются лишь у узкой категории (в процентном отношении от 12 до 25 процентов в зависимости от группы и возраста респондентов).

Результаты комплексных исследований показывают, что возникла новая ситуация взросления и профессионализации [Асмолов 2018, Обухов 2019, Шнейдер 2019]. Медиапространство нашего современника может быть понято и проблематизированно с психолого-антропологической точки зрения как новая (дополняющая традиционную среду обитания и конкурирующая с ней за ресурсы и привилегированный статус) сфера деятельности и самореализации современного человека [Ковалева 2019]. Это важный ресурс личностного развития. Клиповое мышление – необходимость, фрагментарное сознание и вмененное понимание – данность, но как их углубить, как создать условия для развития способности понимать метафору, обрести собственную позиционность? На рисунке 1 приведена одна из схем, позволяющих сделать совместное обсуждение культурного образцов настоящим событием.



Рассмотрим несколько примеров таких событий на основе новостей, включающих отзывы участников.

Свободный полет (по материалам фильма Андрея Тарковского «Страсти по Андрею»). Речь пойдет об Андрее Тарковском, пожалуй, центральном авторе для нашего Клуба. Мы многажды и в разные годы работали в самых разных форматах с такими его произведениями как Андрей Рублев (1966), Солярис (1972), Сталкер (1979). И безусловно именно в диалоге с ним вырастали многие важные для нас темы форумов, такие как «Настоящее творчество и его значение в мире профессий»1 , «Образованный человек XXI века», «Как стать членом творческой команды», «Как обрести идентичность» и многие другие. 19 октября 2018 года прошла яркая встреча с протоиреем Евгением Прохоровым по обсуждению «Пролога» к фильму «Страсти по Андрею» (1966) в опоре на Евангельские тексты в технологиях медиагерменевтики [Ковалева 2013, Ковалев 2015], а чуть позже встреча актива по обсуждению некоторых ключевых идей летнего герменевтического проекта в Иркутске .

Август и сентябрь 2019 подарили нам новые яркие события, выстроенные в опоре на медиагерменевтику вокруг великого фильма Андрея Тарковского «Страсти по Андрею».

Руководителем нашего клуба Федором Ковалевым в сотрудничестве с протоиереем Евгением Прохоровым, руководителем епархиального молодежного отдела с 3 по 10 августа в спортивно-оздоровительном лагере «Политехник был проведен недельный Евангельский семинар на тему «Герменевтические технологии как способ работы с мировоззрением молодежи». Семинар собрал достаточно представительную аудиторию: были молодые и остепененные участники из Кемеровской, Томской, Новосибирской, Саянской и Иркутской епархий. Программа строилась на основе просмотра и обсуждения фильма «Андрей Рублев» и Евангельских текстов. Дополнительно привлекались многие другие культурные образцы, в том числе лекция Паолы Волковой из цикла «Мост над бездною», «Русалка» Александра Петрова, мультфильмы Фредерика Бека и другие. На семинаре раскрывались технологии медиагерменевтики в ракурсе экзегетических методов толкования Священного Писания святителя Иоанна Златоуста, рассматривавшегося в соотнесении с художественными медиатекстами.

Вот несколько рефлексивных высказываний участников семинара, позволяющие понять глубину и многогранность события:





Вторым событием стала выставка «Свободный полет» – яркое произведение, объединившее в едином пространстве и временном континууме произведения художников-нонконформистов из коллекции Музея AZ и экспозиции, представляющие киношедевры Андрея Тарковского в сопровождении музыки Иоганна Себастьяна Баха, Кшиштофа Пендерецкого, Николая Каретникова, Эдуарда Артемьева, Ираиды Юсуповой. Выставка – своеобразная трилогия, выраженная в знаково-символических моделях: «Прорыв в прошлое», посвященная 50-летнему юбилею премьерного показа фильма «Страсти по Андрею» и творчеству Поплавского. «Предвидение», позволившее до дрожи испытать ужас Чернобыльской катастрофы выраженной в фотографиях Ивлевой, в картинах панического реализма Петра Беленка и рабочих кадрах из «Сталкера», представляющих «зону» катастрофы как пространство неведомого, непонятого не только вовне, «в мире», но и в себе – путешествие сквозь которое дарит смысл, преобразующий катастрофу в открытие» и, наконец, «Новый полет», позволяющий по-новому взглянуть на Вселенную, увидеть сквозь призму «Соляриса» миры разных людей и вещей в представлениях ярких художников неформального искусства «советского ренессанса» и великого Брейгеля – своеобразного символа настоящего вневременного искусства, столь любимого Андреем Тарковским. Выставка поразила воображение студентов, позволила ощутить пространство свободного выбора своего пути как «путешествие во времени к новым открытиям» и реальное жизнетворчество, вдохновила на новые поиски. Одним из самых сложных вопросов студентов-выпускников оказываются вопросы: «Как найти свое истинное призвание?», «Как не предать других и самого себя в погоне за успехом в социуме?», «Как уживаются в одном мире, в одном обществе, и даже в одном человеке и жестокость, безрассудство, пороки, и истинные порывы, подвиги, благодетель?», «Кто на самом деле такой человек, меняющий будущее через реальность?» и многие другие. Важные ключи к ответам на них были получены на семинарах по курсу «Психология понимания в современной медиасреде» (преподаватель Н. Б. Ковалева), часть которых была посвящена герменевтическому разбору двух новелл и фильма об Андрее Рублеве: «Пролог» и «Колокол». Первая новелла дала импульс к постановке вопроса о том, что такое настоящее творчество и через парадоксальные и мощные образы А. Тарковского, задающие противоречия между поступками и словами героя, пафосом полета и его искусственностью, подчеркнуто вызывающей страх музыкой понять, что оно несовместимо с конкурентным противопоставлением себя «Другим» и не может быть сведено к самореализации. «Колокол» раскрыл сложность и духовные опоры пути настоящего художника. Приведем несколько цитат из эссе участников:



В заключение представляется важным привести размышление Федора Ковалева как итог творческой рефлексии сразу нескольких событий:



Медиагерменевтика как рефлексивно-позиционная технология позволяет не только глубоко погрузиться в образную ткань текста и действительность эпохи, но и создает условия для синергийного осмысления актуальной проблематики и внимательного вслушивания в слова автора, персонажа, ведущих, друг друга. Именно это является возможностью открытий и превращения текста из внешнего объекта во внутреннюю опору в сложных перипетиях и выборах бытия в контексте рождения собственной траектории развития и профессионализации [Данильчева 2019, Дьяконова 2016, Катречко 2016, Ковалев 2015, Прохоров 2016, Ковалева 2018].

Яркой и продуктивной, несмотря на новаторский для стен университета формат, оказалась встреча с гостем из Иркутска, протоиреем Евгением Прохоровым, инициированная доцентом кафедры психологической антропологии Натальей Борисовной Ковалевой при поддержке ассистента кафедры Л. С. Катречко 19 октября 2018 года. В работе с гипертекстом, пожалуй, самое сложное – это выбор ключевого текста, в данном случае Евангельского отрывка, так, чтобы его прочтение могло создать условия для расширения горизонтов понимания и осмысления проблематики исходного образца, и поставить новые вопросы перед участниками. Эта задача была решена блестяще, и один из самых мощных образцов киноискусства, трактуемый по-разному многими известными деятелями культуры и кинопедагогики, получил новую глубину прочтения. Составить впечатления об этой встрече, мастерстве опытного преподавателя и священника можно по вдохновенным отзывам студентов кафедры психологической антропологии, представленным ниже.

Не менее благотворной оказалась и заключительная встреча актива герменевтического клуба с представителем иркутской епархии по дальнейшей разработке темы «Вера, дружба, творчества» на материале фильма Андрея Рублева, прошедшая под руководством Ф.А. Ковалева 23 октября в контексте подготовки программы детского летнего лагеря «Роднички». Важной особенностью лагеря является совместная разработка программ на базе рефлексивно-позиционного подхода и многолетнее проведение научно-практического исследования, ведущегося в рамках сотрудничества научно-исследовательской площадки МПГУ. Вот что пишут об этом участники:







Таким образом, на основе авторского рефлексивно-позиционного подхода с использованием сюжетно-деятельностных игр и медиагерменевтики апробированы десятки программ основного и дополнительного образования, позволяющие эффективно решать означенные проблемы и проектировать новые формы антропопрактики. В частности, одной из таких программ является авторская программа «Проектирование профессии будущего», направленная на создание среды для развития социокультурной, гражданской и профессиональной идентичности. Программа успешно проведена в ряде школ Москвы и регионов с подростками и старшеклассниками.

Подводя итог многолетнего опыта исследовательской и практической работы, можно сделать вывод, что одним из перспективных инструментов формирования личностно-ориентированной парадигмы современного образования «через всю жизнь», как приоритетного направления программы развития, является проектирование комплексных сетевых образовательных форм взаимодействия, созданных на основе интегративных психодидактических образовательных моделей. Применение рефлексивно-позиционного подхода и разработанных на его базе технологий позволяет эффективно решать поставленные задачи

Эффективность сюжетно-деятельностных и медиагерменевтических технологий развития личности и способностей учащихся, в большой мере обеспечивается такими конструктивными характеристиками рефлексивно-позиционной модели образовательной среды, как принципиальная диалогичность (форма коммуникации – диалог), гипертекстовость (взаимосоотнесенность культурных образцов), проектность (творческий характер деятельности), позиционность (необходимость предъявить и обосновать способ реализации ценности).

Результативность программы определена тем, что участники совершают собственное позиционное проектное действие в форме творческой рефлексии, обнаруживая деятельную возможность влиять как на проект в целом, так и на все его компоненты, сталкиваясь с необходимостью отвечать за последствия собственных выборов. Одновременно создаются условия для освоения способностей самоопределения, понимания, рефлексии, сотрудничества, построения собственной программы развития, культуры проектной деятельности и знаково-символических описаний. Тем самым удается разрешить одну из самых сложных проблем психолого-педагогической науки и, можно сказать, заложить основы одной из продуктивных научных школ кафедры.

Литература
  1.  Акчурина 2015 – Акчурина Н. Н. и др. Практикум по преобразованию ФГОС в образовательные программы начального, основного и полного общего образования. Учебно-методическое пособие. М.: ГАОУ МИОО, 2015. 348 с.
  2.  Алексеев 2002 – Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № 2. С. 92–115.
  3.  Асмолов 2018 – Асмолов А. Г. Сложный человек как вызов педагогике возможностей // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 1 (23). С. 13–19.
  4.  Гудкова 2019 – Гудкова А. А. Медиагерменевтика как инструмент развития личности подростков // Материалы Межд. студ. научной конференции «Поколение будущего» ГНИИ «Нацразвитие». Сб. избранных статей. СПб.: 2019. C. 162–168.
  5.  Данильчева 2019 – Данильчева С. В. Исследование мировоззрения подростков и юношества на основе методики «метафорический девиз жизни» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 287–290.
  6.  Демакова 2018 – Демакова И. Д. Концепция воспитательной деятельности современного педагога с опорой на идеи Я. Корчака // Социальная педагогика. 2018. №2. С. 33–45.
  7.  Дьяконова 2016 – Дьяконова А. И. Психолого-педагогические принципы сценирования ситуаций позиционной диалогической коммуникации на уроках литературы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. №4. С. 35–41.
  8.  Дябина 2019 – Дябина Т. А. Развитие творческой направленности и способностей подростков в рефлексивно-позиционном подходе // Материалы Международной научной конференции «Проблемы управления качеством образования»: Сборник избранных статей. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2018. С. 80–86.
  9.  Дябина, Минаев 2019 – Дябина Т. А., Минаев В. Р. Исследование направленности младших подростков в рамках православно-ориентированного детского лагеря // Студенческий научный вестник. 2018. №8. С. 54–58. Золотухина, Хилик 2018 – Золотухина А. И., Хилик Л. Ю. Развитие картины мира и идентичности младших подростков в технологиях медиагерменевтики // Академия педагогических идей Новация. 2018. № 1. С. 95–103.
  10. Ильина 2019 – Ильина А. И. Исследование субъектности кинокультуры современных подростков // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 7–4 (53). С. 283–286.
  11.  Катречко 2019 – Катречко Л. С. Развитие способности понимания делинквентных подростков в технологии медиагерменевтики // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции 11 мая 2016 г. «Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии». Омск, 2016. Вып. №3.
  12.  Ковалев 2015 – Ковалев Ф. А. Возможности использования медиаобразцов при работе со старшеклассниками // Университетские субботы в МПГУ. М.: МПГУ, 2015. С.101–104.
  13.  Ковалева 2010 – Ковалева Н. Б. Процессы понимания и самоопределение в культуре // Тезисы юбилейной конференции, посвященной 125- летию общества психологов СССР М., 2010. С. 93–96.
  14.  Ковалева 2013 – Ковалева Н. Б. Идеал (образ) человека сквозь призму времен. Перспективы развития образования как ответ на вызовы 21-го века. Конфигурация проблемы // У истоков развития. Сборник научных статей. М.: МГППУ. 2013. Ковалева 2015 – Ковалева Т. А. Значение ритуала для формирования социокультурной идентичности современных подростков в мире утерянных традиций // Академия педагогических идей Новация. Серия: Научный поиск. 2015. № 1. С. 51–57.
  15.  Ковалева 2016 – Ковалева Н. Б. Рефлексивно-позиционный подход к сценированию продуктивных форм образовательной антропопрактики // Азимут научных исследований педагогика и психология. 2016. Т. 2(15). С. 230–234. Ковалева 2017 – Ковалева С. В. Значимость метафоры в психолого-педагогической деятельности // The Unity of Science. 2017. № 2. С. 70–73.
  16.  Ковалева 2018 – Ковалева Н. Б. Сюжетно-деятелностныетехнологии в медиаобразовании. 2-е изд М.: МПГУ. 2018. 204 с.
  17.  Ковалева 2019 – Ковалева Н. Б. Рефлексивно-позиционные основания современной антропопрактики // Мир Психологии. 2019. Т. 4. С. 264–273.
  18.  Ковалева, Давыдова, Дьяконова 2018 – Ковалева Н. Б., Давыдова, Н. В. Дьяконова А. И. Развитие личности и способностей учащихся средней школы. Практикум по психолого-педагогическому сценированию развивающих занятий в рефлексивно-позиционных и медиагерменевтических технологиях. М.: МОДИ, 2018. 144 с.
  19.  Ковалева, Ковалев 2015 – Ковалева Н. Б., Ковалев Ф. А. Инновационное проектирование образовательных технологий. М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. 167 с.
  20.  Ковалева, Ковалев 2018 – Ковалева Н. Б., Ковалев Ф. А. Рефлексивно-позиционный подход к развитию личности и способностей учащихся. Медиагерменевтика. Учебно-методическое пособие. М.: МПГУ, 2018. 164 c.
  21. Лопаткова 2018 – Лопаткова И. В. Технология художественного поля в оптимизации условий развития личности особенного ребенка // Актуальные проблемы психологического знания. 2018. № 4 (49). С. 82–88.
  22.  Лындина 2016 – Лындина В. С. Исследование мировосприятия и образного мышления дошкольников // Электронный научный журнал «APRIORI. Серия: Гуманитарные науки». Cерия: Гуманитарные науки. 2016. № 1.
  23. Минаев 2018 – Минаев В. Р. Представления о профессиях будущего у старших школьников и студентов // Материалы Международной студенческой научной конференции «Поколение будущего» ГНИИ «Нацразвитие». Июль 2018: Сборник избранных статей. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2018. С. 47–52.
  24.  Михеева 2018 – Михеева О. В. Рефлексивно-позиционный подход к формированию диалогического пространства в программах духовного развития детей и молодежи г. Иркутска // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 7–2 (19). С. 146–149.
  25.  Наумова 2016 – Наумова С. В. Феномены вмененного понимания в самосознании современных подростков // Психологические науки. Екатеринбург, 04–05.03.2016. № 1. С. 6–8.
  26.  Новожилова 2018 – Новожилова Л. В. Проектирование условий для совместного символического действия в рефлексивно-позиционном подходе // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. 2018. № 1. С. 133–137.
  27.  Обухов 2018 – Обухов А. С. Исследование в гуманитарной сфере: субъективный образ мира и становление // Исследовательская и проектная деятельность учащихся. М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2018. С. 4–6. Обухов 2019 – Обухов А. С. Современные исследования проблемы мотивации и саморегуляции человека в ситуации неопределенности и изменчивости мира // Исследователь/Researcher. 2019. № 1–2 (25–26). С. 10–21.
  28.  Прохоров 2016 – Прохоров Е. А. Субъектно-позиционные основания формирования христианской картины мира у детей и молодежи // Педагогика, психология и образование: от теории к практике. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 58–65.
  29.  Семенов 2013 – Семенов И. Н. Современные исследования психологии рефлексии: от истории и методологии через экспериментатику к практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 3–76.
  30.  Семенов 2018 – Семенов И. Н. Социокультурная рефлексия столетнего развития российской психологической науки: к 100-летию советской психологии (1918–2018) // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 4. С. 4–31.
  31.  Слободчиков 2010 – Слободчиков В. И. Событийная образовательная общность // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. 2010. 1 (43) C. 4–13. Слободчиков 2015 – Слободчиков В. И. Антропология образования как предчувствие смысла // Наука и школа. 2015. № 6. С. 138–142.
  32.  Фатихова 2019 – Фатихова Д. Р. Развитие мотивационно-потребностной сферы младших школьников и подростков // Психология XXI века: Организация психологической службы в образовательных учреждениях: СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2019. C. 122–124.
  33.  Фишер 2018 – Фишер А. Д. Характер представления образа творческого человека как результат работы сюжетно-деятельностного медиагерменевтического тренинга // Академия педагогических идей Академия педагогических идей Новация. Серия: Научный поиск. 2018. № 1. С. 31–37.
  34.  Хилик 2018 – Хилик Л. Ю. Образ героя в представлениях подростков // Материалы Международной студенческой научной конференции «Поколение будущего»: Сб. избранных статей. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2018. С. 53–61. Шнейдер 2019 – Шнейдер Л. Б. Психология идентичности: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 328 с.


Количество показов: 821