Экспериментирование с художественными материалами в изобразительной деятельности как предпосылка к исследовательской активности детей раннего возраста
Экспериментирование с художественными материалами в изобразительной деятельности как предпосылка к исследовательской активности детей раннего возраста

Экспериментирование с художественными материалами в изобразительной деятельности как предпосылка к исследовательской активности детей раннего возраста

Актуальной проблемой современного образования является поиск эффективных путей воспитания и развития креативной, инициативной личности, способной к реализации своего творческого потенциала и исследовательской активности в разных видах деятельности. Первоосновы такой личности закладываются в дошкольном детстве.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [Федеральный стандарт 2016] одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» выступает необходимость развития и стимулирования интересов детей раннего возраста, их инициативы, любознательности, познавательной мотивации, исследовательской активности. Одним из наиболее ярких и ранних проявлений активности ребенка является его бескорыстное стремление к познанию и исследованию окружающего мира. Исследовательская активность выступает неотъемлемой частью поведения любого живого существа как условие его выживания и развития в изменяющейся среде [Розенберг, Бондаренко 1989].

Дети раннего и дошкольного возраста реализуют познавательное развитие в различных видах деятельности. Одна из интересных и любимых для них – изобразительная деятельность, в которой также можно наблюдать проявления исследовательской активности.

Теоретической основой нашей опытно-экспериментальной работы стали исследования о природной любознательности и познавательной потребности детей [Богоявленская 2009, Запорожец 1989, Савенков 2017, Обухов 2018, Поддьяков 2010].

Вопросы познавательного развития детей раннего возраста рассматриваются в работах многих авторов [Лисина 1997, Павлова, Волосова, Пилюгина 2002, Смирнова 2006]. Под познавательным развитием понимается формирование наглядно-действенного мышления, способов практических и предметно-орудийных действий; сенсорное развитие; создание условий для развития речи в практической деятельности с целью повышения осознанности своих действий детьми; для первых проявлений практического экспериментирования с разными материалами.

Остановимся подробнее на опытно-экспериментальной работе, которая проходила в детском саду № 1271 (ГБОУ «Школа № 534» города Москвы). Экспериментирование с художественными материалами в изобразительной деятельности проводилось с целью развития познавательных интересов детей, их исследовательской активности. Для реализации поставленной цели предусматривались следующие этапы работы: развитие интереса к действиям с различными художественными материалами, формирование умения видеть ассоциативный образ в пятнах, мазках и линиях, создавать образ по замыслу

На первом этапе детей знакомят с изобразительными материалами, живописными и графическими, отобранными с учетом возрастных возможностей малышей. Первый этап складывается из трех циклов занятий: каждый направлен на активное экспериментирование с пальчиковыми красками (цикл 1), гуашью (цикл 2) и графическими материалами (цикл 3). Основу игр-занятий составили «художественные опыты» в ходе которых дети знакомились с названными изобразительными материалами, осваивали действия с ними. Мы не обучали детей рисованию, потому что в нашей методике рисование детьми второго года жизни –; причем в качестве предметов используем безопасные художественные материалы.  

Первый цикл

Включает две серии: рисование ладонями («цветные ладошки») (Рис. 1, 2) и рисование пальчиками («пальцеграфия») (Рис. 3, 4).

Работа предполагает развитие интереса к пальчиковым краскам и обучение рисованию ими ладонью и пальцами. Почему пальчиковыми красками, а не кисточкой? Пальчиковые краски привлекают малышей яркостью и красочностью; кроме того, в раннем возрасте дети лучше чувствуют и познают предметы (баночки с красками – это тоже предметы) руками. Пальчиковые краски обеспечивают большую свободу и разнообразие действий, чем действия с кистью.

Первые три занятия проводятся в форме игр-экспериментов с пальчиковыми красками, цель которых – учить рисовать ладонями. На третьем-пятом занятиях дети выбирают уже знакомые им краски (красная, желтая, синяя), а также зеленую, оранжевую и коричневую и рисуют пальчиками на белой бумаге.

Методика работы включает следующее: перед началом занятия на ребенка надевают фартук, предназначенный именно – и только – для «рисования», и объясняют его назначение; показывают одну-две краски (желтую, оранжевую, красную или зеленую), объясняют («Это краски, и их не едят»); показывают, как достать краску руками из баночки, как небольшое ее количество выложить на лист бумаги («цветная лужица»; обязательно называют цвет краски); предлагают потрогать ее пальчиками в баночке и на листе бумаги. После детям раздают листы белой бумаги формата А3, предлагают пошлепать ладошками по бумаге, «оставить след» на ней.

Вначале проводятся индивидуальные занятия. Когда каждый ребенок овладеет техникой работы с краской, организуются занятия с двумя-тремя детьми (дети могут действовать как правой, так и левой рукой). В ходе занятий они воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения.

Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги формата А3. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. Движения ладонью и пальцами по листу вызывают неподдельный восторг!

Пальчиковой гуашью дети создают причудливую смесь красок. На первых занятиях они, как правило, используют один-два цвета (в основном красный и зеленый), на последующих – палитра становится богаче: в ней появляются синий, желтый, оранжевый цвета. В «пальчиковой живописи», создаваемой детьми второго года жизни, нет конкретного смысла: она сродни рисунку воды, облаков, огня, камня, что можно обозначить как эстетику случайного.

Рисование яркими красками не просто доставляет удовольствие – одновременно дети учатся различать цвета, у них развиваются крупные мышцы плечевого пояса и мелкая моторика рук. Помимо этого, в ходе «рисования» пальчиковыми красками проявляется стремление к общению: интерес к педагогу и желание привлечь его внимание к себе, эмоциональное отношение к его обращениям и заинтересованность в его одобрении.

Таким образом, занятия первого цикла позволили развить у детей интерес к действиям пальчиковыми красками как к предмету в виде изобразительного материала и, что особенно важно, способствовали отделению «рисования» от других двигательных игр

Какие же образы можно предложить детям второго года жизни? «Удивительные краски» (Рис. 5), «Волшебные цвета» (Рис. 6), «Замечательные пятна» («цветные ладошки»), «Любимые краски» (Рис. 7), «Разноцветные узоры» (Рис. 8), «Многоцветные полоски» («пальцеграфия»).

Однако «рисование» пальцами и ладонями является лишь одним из приемов, с помощью которых можно изображать только отдельные предметы и явления. По мнению исследователей детского изобразительного творчества [Казакова 2017] кисть, в отличие от руки, более универсальна и несет в себе большие изобразительные возможности, поэтому ребенку уже с раннего возраста необходимо дать возможность освоить этот инструмент.

Второй цикл

Предусматривает ознакомление детей с гуашевыми красками. Эксперименту с ними посвящается пять серий занятий, из них четыре – рисование на тонированных разными цветами листах бумаги гуашью одного цвета.

Мы используем кисти с шарообразной двухцветной ручкой (первая серия), с ограничителем у основания ворса (вторая серия), с толстой двухцветной ручкой (третья серия), с толстой деревянной цветной ручкой (четвертая серия). Пятая серия занятий посвящается ознакомлению с техникой сливания двух цветов кистью с короткой деревянной ручкой и широким плоским ворсом. Одним цветом дети могут изобразить «Веселый листопад», «Праздничные шары», «Шаловливые сосульки», «Красивые цветы», «Сильный ветер», «Золотистая земля», «Любопытные листочки», «Наливные яблоки»; слиянием двух цветов – «Веселую картинку», «Чудесную фантазию», «Красивое чудо», «Яркие блики».

Первые два-три занятия носят индивидуальный характер, затем подгрупповой: сначала не более трех детей, а затем с пятью детьми один-два раза в неделю. На играх-занятиях дети работают с гуашью, которая соответствует цвету ручки кисти или одному из цветов двухцветной ручки кисти. На каждом занятии дети экспериментируют только с одним цветом гуаши и в результате после восьми занятий начинают ориентироваться в восьми цветах. Открывая для себя в ходе игр-экспериментов с краской возможность ее нанесения на бумагу, дети с удовольствием выполняют такие же действия на каждом занятии. Краска другого цвета позволяет создавать необычные узоры, что требует от детей новых ориентировочных действий (движений рукой). Цвет новой краски познается в сочетании с цветом фона. Как показывает практика, «рисование» на заданном цветовом фоне создает радующие глаз, гармоничные по цвету композиции, что особенно важно, на наш взгляд, для развития чувства цвета у детей второго года жизни.

Экспериментирование с гуашью, хотя и лишено еще замысла на этом возрастном этапе, является очень важным для развития у детей навыков рисования. Действуя на каждом занятии с гуашью разного цвета, они познают новый материал; причем от импульсивных действий переходят к проверке, а затем и к подтверждению обнаруженного свойства гуаши (оказывается, она оставляет следы), многократно повторяют одни и те же движения.

Не всегда лист бумаги оказывается заполненным, даже если интерес детей к рисованию еще не иссяк. Это происходит «потому, что поле зрительного охвата в данном возрасте невелико и ребенок большой лист бумаги охватывает по частям» [Флерина 1956, 64].

Экспериментирование с гуашевыми красками предполагает также развитие у детей умения создавать выразительные беспредметные композиции путем сливания двух разных по цвету красок (пятая серия занятий). Дети наблюдают, как педагог в разных местах поверхности листа накладывает два-четыре пятна двух разных цветов: желтого и зеленого, синего и желтого (на белом фоне), красного и желтого (на синем фоне), белого и синего (на желтом фоне). Необычное сочетание фона бумаги с цветом краски уже привлекает внимание детей и создает у них эмоциональный настрой. Затем им предлагают соединить разные по цвету пятна линиями разной направленности (сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо) в зависимости от места их нахождения на листе бумаги. Когда два цвета, постепенно смешиваясь, образуют цветовое пятно большого размера и другого оттенка (желто-зеленый, сине-желтый, красно-желтый, сине-белый), для детей это открытие. Таким приемом они могут овладеть на следующем занятии: «Веселая картинка» (Рис. 9), «Чудесная фантазия» (Рис. 10), «Красивое чудо» (Рис. 11), «Яркие блики». Для выполнения заданий этой серии детям предлагают другие кисти – с короткой деревянной ручкой и плоским ворсом. Это не фабричные кисти – кисть большого размера (№ 20–22) с широким плоским ворсом укорачивают на половину длины так, чтобы она умещалась в руке ребенка; концы кистей закругляют и шлифуют. Именно такие кисти удобны детям второго года жизни.

Итак, на занятиях второго цикла используются кисти различной конфигурации, что позволяет развивать мелкую моторику рук и помогает обучению предметным действиям.

Для выполнения заданий на каждом занятии детям дают тонированную бумагу в качестве фона, в основном синего, красного и желтого цветов, соответствующих цвету ручки кисти.

При этом надо учитывать: наличие цветовой среды зрительно объединяет два цвета (цвет фона бумаги и цвет краски) и создает цветовую гармонию.

Методы рисования

Для развития движений руки и обучения умению правильно держать кисть используется комплекс методов и приемов, прежде всего метод совместных действий педагога и ребенка – «сотворчество» [Казакова 2017, 25], помогающий вызвать у детей желание участвовать в совместном рисовании.

Обучая их владению кистью, следует использовать и такой прием, как показ действий (как держать кисть, как набирать краску, как рисовать ею на бумаге): детям второго года жизни необходим пример для подражания, который помогает увидеть процесс возникновения пятен, линий, мазков. Этот прием не только обеспечивает обучение пользованию кистью, но и служит «ориентиром действий» с кистью и краской, становится «толчком к самостоятельным действиям детей» [Казакова 2017, 36] и способствует формированию способов самостоятельных действий на последующих этапах развития рисования. В ходе показа каждое действие называется: «Вот желтая краска», «Кисточка рисует» и другие.

Умением действовать кистью ребенок овладевает не сразу. В процессе работы с неуверенными детьми возникает необходимость метода «пассивных движений» [Комарова 2016, 38]: педагог вкладывает кисть в руку ребенку и, не выпуская ее, рисует вместе с малышом, чтобы он чувствовал движение кисти и его направление.

В нашей методике используются игровые приемы: в раннем возрасте рисование «тесно увязывается с игровой деятельностью, часто ею стимулируется» [Флерина 1956, 49]. Кисть как инструмент для творчества в игре превращается в предмет. Эксперимент с краской с помощью кисти становится игрой с художественными материалами – основным «художественным» занятием детей второго года жизни. Такая деятельность отвечает их возможностям. Игра, в которой дети осваивают новые материалы, делится на несколько этапов: рассматривание кисточки и баночки с краской, ритмические действия кистью на бумаге, ориентировка на ней.

Рассматривание кистей проводится в игровой форме. В начале игр-занятий детям предлагают поиграть с кисточкой: ею можно пощекотать руки, погладить ладошки и лист бумаги, подвигать по листу бумаги сухим ворсом, «попрыгать» по ней (прием примакивания).

В экспериментировании с художественными материалами бумага для детей является местом действия. Рисование гуашью как двигательная сенсомоторная игра и рисование как изображение на занятиях сосуществуют. И тогда игры обретают изобразительный смысл, а дети получают удовольствие от своих движений, и от возможности воздействовать на материал (краску) инструментом (кистью).

Как все происходит

Проведенные с детьми игры-занятия, направленные на развитие интереса к действию с гуашью и кистью, показывают: дети тянутся к ним. Краски привлекают их своей яркостью, а кисти – необычностью (двухцветная ручка, длинный и плоский жесткий ворс). На первых занятиях все дети берут кисть так, как они обычно берут ложку, но через три-четыре занятия уже держат кисть у рабочей части.

Не все могут включиться в процесс «рисования» с первого занятия – активные действия с краской и кистью возникают на втором занятии и далее, но при этом дети медленно размазывают краску кистью по бумаге.

Их привлекает возможность действовать рукой, а также, в отличие от «рисования» ладошками и пальцами, новые ощущения. Они получают удовольствие от собственных движений и от воздействия на материал, то есть фактически от процесса «рисования». На занятиях пятой серии дети, замирая, внимательно рассматривают два цвета краски (зеленый и желтый, красный и желтый и другие), нанесенные педагогом на белый и цветной лист бумаги, и изучают их слияние.

Дети достаточно активно заполняют поверхность листа. Это объясняется так: на втором году жизни чрезвычайно высока потребность в двигательной активности. «У них [детей] существует огромная потребность в движении, и поэтому рисование у них начинается как своего рода прыжки на бумаге» [Арнхейм 1974, 17]. Объем заполнения листа в процессе игр-занятий всех серий был не ниже 60%; причем динамики не наблюдалось: на занятиях первой, второй и четвертой серий объем заполнения составил 60–100%, третьей и пятой – 70–100%. 28,9% детей заполняли полностью всю поверхность листа формата А3.

Дети, уже знакомые с «рисованием» пальцами и ладошкой, умеют контролировать свое игровое поведение на листе бумаги – они понимают, что у них есть края, и не выходят за них.

По характеру расположения изображений на поверхности листа сложилась следующая картина: 45–67% детей равномерно заполняли лист (в первой-второй сериях – 67% детей, в третьей – 100%, в четвертой-пятой – 45–56% детей); 15,3% детей на занятиях всех серий равномерно располагали каракули по всему листу; остальные «рисовали» по всему полю листа, в правом углу и в стороне, в центре, по диагонали, в нижней части листа. И только в работе одного ребенка наблюдалось динамичное расположение групп каракулей на листе (крупное пятно, вокруг мазки), а вот процесс «рисования» вызывает у всех детей положительные эмоции. Продолжительность работы составляет от 3–4 до 10–12 минут.

Детей интересует не только сам процесс работы с гуашью и кистью, но и ее результат. По нашим наблюдениям, на созданные ими самими цветные «композиции» дети обращают внимание даже по истечении нескольких занятий. Из двух-трех предложенных выделяют именно свою картинку, радуясь цветовым пятнам.

Оценка результатов

Анализ форм нанесенных детьми цветовых каракулей показал следующее. В работах наблюдались однообразные элементы: либо только крупные пятна, либо только мазки или линии (вертикальные, горизонтальные, перекрещивающиеся, размещенные по диагонали и даже закругленные, а в третьей и четвертой сериях – разной направленности). Крайне редко (в первой-четвертой сериях только 11 детей, или 1%, а в пятой серии 22 ребенка, или 2%) на одной плоскости листа создавали две-три формы: крупное пятно и мазки; пятна и линии; пятно, мазки и линии.

Из различных элементов преобладали крупные пятна, создаваемые неотрывным повторением однородных движений. Они явно выделялись на плоскости листа (от 44,4% до 55, 6% детей). В работах отдельных детей наблюдался собственный «художественный почерк»: 33,3% детей «рисовали» только линии разных видов и разной направленности, 11,1% – крупные пятна и линии.

Остановимся на описании и характеристике художественных материалов для детей раннего возраста.

Краски

Пальчиковые краски. Fingerpaint «Рисуем пальцами» (Китай-Гонконг), импортер – ООО «Метро Кэш энд Кэрри» (Москва); «JOVI» (Испания); «SES» (Голландия), поставщик – ООО «Альтаир Стайл» (Москва); «LIRA» (Германия); «Планета творчества» (ЗАО «ОЛКИ»); «Мазилка» (ООО «Акваколор»); «Каляка-маляка» (ООО «МГП Спектр», Санкт-Петербург). Это пастообразные краски ярких цветов, которые плохо разводятся водой, но хорошо смываются. Среди пальчиковых встречаются краски белого цвета. Пальчиковые краски различаются по консистенции, среди них есть и гелевые. При нанесении второго слоя первый слой проявляется, получаются поистине волшебные картинки. Эти краски не вызывают аллергии, зуда кожи, поэтому их можно использовать в работе с детьми раннего возраста.

Гуашевые краски. Нетоксичные, сертифицированные краски появились лишь в середине 90-х годов прошлого столетия. На коробках имеются надписи: «Non toxic» («Не токсично»), «Безопасно при использовании по назначению». Мы используем такие гуашевые краски, как «Мультики», «Паровозик», «Чудо-краски» (ООО «Гамма», Москва), «Детское творчество» (ООО «Луч», Ярославль). Это яркие сочные краски. Экспериментирование с ними и белилами позволяет передавать в рисунке до 10- 12 оттенков, благодаря чему детские композиции приобретают особую выразительность. Начинать следует с шестицветной гуаши (в наборе отсутствует черный или коричневый цвет). Нельзя использовать плакатную или художественную гуашь!

Кисти

На старте мы предлагаем детям кисти с шарообразной двухцветной ручкой, которые производятся в Англии специально для торговой системы «Mother care». При рисовании такой кистью развиваются преимущественно широкие, размашистые движения, которые свойственны детям раннего возраста.

Когда движения детей становятся более уверенными, мы предлагаем им кисть с ограничителем у основания ворса (ограничитель позволяет обеспечить захват кисти тремя пальцами).

Повторению одних и тех же действий, а именно нанесению разных следов на бумагу одной краской, дети учатся, работая кистями с толстой двухцветной ручкой, которые также производятся в Англии специально для торговой системы «Mother care». Детей второго года жизни такая кисть привлекает цветом (сине-желтая, красно-желтая, красно-синяя ручки). Ею удобно рисовать, и она оставляет крупные мазки на листе бумаги. Кроме того, дети с удовольствием рисуют кистями с толстой деревянной цветной (синей, красной, желтой) ручкой, которая производится в России фирмой ООО «Гамма».

Для выполнения некоторых заданий мы использовали кисти с короткой деревянной ручкой и плоским ворсом (их описание приведено в тексте статьи).

Бумага

Для работы красками с детьми второго года жизни используется тонированный ватман формата А3 и А4: детям на больших листах бумаги рисовать интереснее, чем на маленьких, и процесс рисования доставляет им радость. Кроме того, освоение макропространства листа особенно важно для развития движений руки и необходимо в силу физиологических особенностей развития двигательной сферы в раннем возрасте [Казакова 2017].

Таким образом, мы оценивали деятельность детей по четырем параметрам: 1) интерес и активность в процессе «рисования», интерес к его результатам; 2) процент объема заполнения листа бумаги; 3) расположение каракулей; 4) разнообразие элементов «рисунка». В целом можно констатировать: каракули на лист бумаги дети наносили в случайных направлениях, двигая кисть по бумаге без определенного замысла и без предвидения результатов. Но постепенно у них появилась двигательная ориентировка на листе бумаги. Действия кисти во втором цикле игр-занятий были еще скованными и неуверенными, дети выполняли импульсивные и мало координированные движения. Однако для нас важно то, что неразборчивое, произвольное нанесение гуашью следов на бумагу дети воспринимают как веселую игру, а значит, приобретают интерес к «рисованию», развивают сенсомоторные навыки, что в дальнейшем будет способствовать развитию рисования как вида изобразительной деятельности. Эта опытно-экспериментальная работа показала, что экспериментирование с художественными материалами в изобразительной деятельности способствует познавательному развитию детей раннего возраста, появляются предпосылки к исследовательской активности, что закладывает основы их исследовательского поведения.

Литература:

  1.  Арнхейм 1974 – Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / пер. с англ. В. Н. Самохиной. М.: Прогресс, 1974. 392 с.
  2.  Богоявленская 2009 – Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Монография. Самара: Издательский дом «Федоров», 2009. 414 с.
  3.  Запорожец 1986 – Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика. 1986. 320 с.
  4.  Казакова 2017 – Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. Задачи, содержание, методика работы с детьми 2–7 лет. М.: Карапуз, 2006.
  5.  Комарова 2016 – Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 200 с.
  6. Лисина 1997 – Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. М.: Издательство Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 383 с.
  7.  Обухов 2018 – Обухов А. С. От исследовательской активности к исследовательской деятельности: учение через открытия // Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций: Сборник докладов IX Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». Том I / Под ред. А. С. Обухова. М.: МОД «Исследователь»; Журнал «Исследователь / Researcher», 2018. С. 20–33.
  8.  Павлова, Волосова, Пилюгина 2002 – Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2002. 168 с.
  9.  Поддьяков 2010 – Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь; М.: Сфера, 2010. 143 с.
  10.  Ротенберг, Бондаренко 1989 – Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг, обучение и здоровье. М.: Просвещение, 1989. 239 с.
  11.  Савенков 2017 – Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. 2-у изд., доп. и перераб. М.: Национальный книжный центр, 2017. 240 с.
  12.  Сакулина 1965 – Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. 214 с.
  13.  Смирнова 2006 – Смирнова Е. О. Детская психология. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. 366 с.
  14.  Федеральный стандарт 2016 – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы / Ред. Т. В. Цветкова. М.: Сфера, 2016. 96 с.
  15.  Флерина 1956 – Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. 160 с.





















Количество показов: 0