«С чего начинается Родина?»: краеведение как путь развития истинного патриотизма

«С чего начинается Родина?»: краеведение как путь развития истинного патриотизма

Известную песню «С чего начинается Родина?» на музыку В. Баснера и слова М. Матусовского мы хорошо знаем в исполнении Марка Бернеса. Уверен, многие, особенно краеведы, и сейчас разделяют смысл этих строк. Большая родина начинается с малого, как взрослый человек — с маленького ребенка. Внимание к деталям, способность заметить необычное в привычном, сопереживание ближнему, вчувствование в ритм окружающего мира, обустройство жизни вокруг себя — это настоящий патриотизм, а не напускной. Именно развитие патриотизма «снизу», а не «сверху» создает настоящее гражданское общество.
Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество) может рассматриваться как глубинное личностное образование, универсальное для человека [Рунг 2013]. В различных культурах хорошо известен патриотизм, отраженный в знаковых и обрядовых формах. Например, для бурятов одно из ключевых понятий — «тоонто» — место, где был зарыт послед ребенка [Буряты 2004]. На это место, уже став взрослым, каждый бурят должен ежегодно приходить (приезжать, а сейчас, порой, и прилетать) в день своего рождения (или когда возникает потребность в этом) — так проявляется любовь к своей родине. Этот обряд совершается для восстановления жизненных сил. В русской культуре любовь к родине связана во многом с родовой исторической памятью:

«Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам» [Пушкин 1948].

Во многих культурах принято, чтобы люди, которые по тем или иным причинам вынуждены были покинуть место рождения (уйти на войну, отправиться в путешествие, уехать учиться или работать), брали с собой горсть своей земли или иной материальный предмет, олицетворяющий родину. Этот предмет, по представлениям людей, должен был оберегать их и в странствиях, и на новом месте.
Родина — это не только место рождения, это еще и язык, то есть мировоззрение, воплощенное в знаковой форме; это социальное и этническое пространство, внутри которого формировалась личность человека; это и привычный уклад жизни, который человек считает правильным и нормальным; и культурно-историческое наследие, хранителем которого становится человек... Патриотизм — это чувство, отдельные особенности проявления которого формируются в конкретных социокультурных и природных условиях. Патриотизм в этом отношении — не обязанность человека перед государством, а личностно присвоенная любовь к Отечеству.
Отрыв от места, от рода влечет за собой изменение в системе отношений и в ответственности за окружающий мир и себя. Долгое время в нашей стране происходили непрерывные миграции, инициированные скорее «сверху» или же вызванные вынужденными обстоятельствами, но не собственным выбором человека. Это во многом стало причиной ослабления патриотизма по отношению к «своей» — малой — родине, а также причиной развития крайних форм компенсации потери истинного патриотизма, через развитие ложного — в форме национализма, местечкового сознания, психологии «временщика» и т. п.
При потере (временном разрыве или ослаблении) связей с местом и родом важно искать пути возрождения, восстановления, возобновления этих связей. Эффективное средство такого восстановления — вовлечение детей, подростков, молодежи в исследовательскую и созидательную деятельность, а также различные формы социокультурного взаимодействия (когда «свое» предъявляется «другим» или при познании «других» ты лучше начинаешь понимать «свое»). Природа разнообразна, а духовная культура многогранна. Всегда есть что-то, что уникально для конкретной локации, конкретного топоса [Алексеев 2019]. А есть что-то, что интересно сопоставлять и сравнивать с другими местами, регионами. Именно изучение ближайшего пространства (края, города, села, леса, оврага, реки, озера, парка, двора, дома, а также семьи и рода) содействует в большей степени развитию патриотизма, интереса к природе, к культуре и истории своей страны.
Изучение прошлого и настоящего дает возможность созидать будущее. Конкретные, узкотематические исследования наиболее интересны самим учащимся и продуктивны в образовательном смысле. А если их результаты востребованы и значимы для других, если они становятся основанием для проектов, имеющих ценность пусть даже для малого круга людей, то образовательная ситуация преобразуется в созидательную, что дает максимальный развивающий эффект для всех: авторов, руководителей, ближнего социума [Обухов и др. 2020].
Пока человек не обратится к себе, своей семье, своему краю, не полюбит все это и не станет бережно к этому относиться, он не начнет любить и ценить свою страну, ее культуру, природу, людей, окружающих его.
Исследование — процесс активного, деятельного познания окружающей действительности, в ходе которого формируется особое, ценностное отношение субъекта к изучаемому объекту. Значимо использовать этот потенциал исследования, обращая его на реальность, окружающую учащихся. И чем конкретнее тема исследования, чем ближе к повседневной жизни ученика, тем выше потенциал соотнесения уже освоенного с более широкими контекстами. История страны с большей заинтересованностью познается через историю своей семьи. Культура народа присваивается через приобщение к культурным нормам конкретной общности. Любовь и бережное отношение к природе формируется через эмоциональную привязанность к конкретным ландшафтам и природным объектам. Конкретный предмет исследования создает причастность ученика к чему-то большему.
В этом контексте не случайно ключевым лозунгом «Краефеста» стал тезис «Думай глобально, действуй локально!» Уникальна и ценна именно встреча команд, которые уже увлеченно изучают, ведают свой край, свою малую родину, встречаясь и взаимодействуя при создании чего-то нового. Встречаясь, они познают не понаслышке многообразие нашей Родины, которая бесконечна для познания. И когда мы начинаем улучшать мир вокруг себя — мир в целом становится лучше!
Главное — вовлечь в это больше искренне увлеченных краеведением людей. И «Краефест» нацелен на это.
Темой номера этого журнала и стал «Краефест» — Всероссийский фестиваль краеведческих объединений, который прошел в несколько этапов в 2021 году в России. «Краефест» был задуман не как очередной конкурс, а как многообразие событийностей, которые вовлекают в различные форматы продуктивной деятельности, развивают команды, организуют взаимодействие команд друг с другом, создают пространство взаимного обогащения. В номере отражена только небольшая часть тех практик, событий, наработок, которые были рождены в рамках первого «Краефеста», включая примеры исследовательских командных работ участников «Краефеста». Мы уверены, что в 2022 году второй «Краефест» пройдет иначе, неповторимо, не менее содержательно и ярко, чем первый. Но первый раз — это всегда начало, задающее вектор последующему движению. И первый «Краефест» дал мощный импульс новому этапу развития краеведческого движения школьников, детско-взрослых сообществ неравнодушных людей, изучающих и созидающих свой край.
В номере также представлены обзоры развития подобных практик в ХХ веке и в разных странах, созданные проектной группой «Школьная краеведческая лаборатория» Института образования НИУ ВШЭ, которая появилась также благодаря федеральному проекту «Топос. Краеведение». Представлены статьи с Конкурса методических разработок «Педагог-Исследователь», проводимого Кировским региональным отделением МОД «Исследователь», и материалы краеведческих экспедиций. В разделе «Практика исследовательского обучения» описаны модели, практики и разработки, направленные на вовлечение и сопровождение детей и подростков в исследовательскую деятельность в различных предметных областях. Материалы этого номера посвящены физике, биологии и экологии, как и примеры исследовательских работ учащихся c XXVIII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского 2021 года.
  • Алексеев 2019 – Алексеев А. В. Ускользающий «топос»: К вопросу о содержании понятия и пределах его применимости // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр перспект. методологий социал. и гуманит. исслед.; Ред. кол.: М. В. Ильин (гл. ред.) и др. М.: ИНИОН РАН, 2019. С. 98–113. 
  • Буряты 2004 – Буряты / Отв. ред. Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2004. 633 с. 
  • Обухов и др. 2020 – Обухов А. С., Проценко Л. М., Глазунова О. В., Кожаринов М. Ю. Концепция программы «Топос. Исследовательское краеведение» // Исследователь/Researcher. 2020. №1. С. 46–87.
  • Пушкин 1948 – Пушкин А. С. Поли. собр. соч.: в 17 т. [М.-Л.,] 1948 Т. 3 Кн.1. С. 242. 
  • Рунг 2013 – Рунг Э. В. Понятие «патриотизм» и его древнегреческие коннотации // Проблема истории, филологии, культуры. 2013. №2. С. 304–314. 
Количество показов: 404