Исследовательская и проектная деятельность учащихся: программы гуманитарной направленности

Технология создания буктрейлеров на уроках литературы как способ активизации творческого мышления учащихся

         Современные требования к качеству образования неразрывно связаны с необходимостью достижения высоких результатов в изучаемой отрасли знаний. Известно, что наибольший эффект всегда осуществляется на грани наук, в комплексном подходе к решению проблем. Поэтому формирование языковой компетенции школьников сегодня неразрывно связано с использованием междисциплинарных и межпредметных подходов в процессе обучения. Один из путей реализации таких подходов – использование технологии создания буктрейлеров на уроках литературы и искусства.
         Созданием буктрейлеров обучающиеся нашей школы Ситкина Анастасия и Балахонова Елена, ученицы 9, 10 класса МОУ «Лицей №7» г.о. Саранск, занимались, будучи участниками направления «Литературное творчество» в образовательном центре «Сириус» (г. Сочи) в ноябре-декабре 2016 года. По возвращении они познакомили учителей с этим синтетическим жанром, объединившим литературу, визуальное искусство и электронные и интернет-технологии, поделились результатами своей работы и предложили попробовать эту технологию на школьных уроках литературы и искусства. Так было положено начало долгосрочному проекту, который продолжает реализовываться по сегодняшний день. Он вполне отвечает духу времени: цифровая видеокамера доступна и дает возможность качественной любительской съемки.
         Буктрейлер – это «ролик, кино- или видео-миниатюра, который визуализирует самые яркие (для классики – узнаваемые) моменты произведения, анонсирует содержание и оформление книги, прокламирует возможное удовольствие, а иногда – и утилитарную полезность» [2, с. 60].
         Актуальность использования технологии в школе обусловливается тем, что подготовка итогового продукта требует от обучающихся совмещения различных лингвистических и информационно-технологических знаний, способствует развитию телекоммуникационных навыков и творческих способностей, формирует положительную мотивацию к чтению книг.
        Объектом работы становятся произведения русской классической литературы из школьной программы: роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир», стихотворения Ф.И. Тютчева и т.д.
        Цель использования данной технологии в урочной и внеурочной деятельности – совершенствование языковой и ИКТ компетентности учащихся, повышение готовности к участию в творческих импровизациях, формирование интереса к созданию новых информационных ресурсов для продвижения чтения.
        Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
  •  1 – рассмотреть историю развития жанра буктрейлера;
  •  2 – познакомиться с классификациями буктрейлеров;
  •  3 – описать этапы работы над школьным проектом – создание буктрейлера;
  •  4 – выявить и проанализировать проблемы при создании буктрейлера;
  •  5 – подготовить рекомендации обучающимся по созданию буктрейлера;
  •  6 – обеспечить информационное сопровождение хода реализации проекта и его тиражирование в педагогическом сообществе г. Саранска и других субъектах Российской Федерации.
       Сроки реализации проекта: 2016 – 2019 гг.
       Методы, применяемые при реализации проекта: 
  •  методы эмпирического уровня: наблюдение, интервью, беседа, сравнение;
  •   методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ, моделирование;
  •   методы теоретического уровня: изучение и обобщение.
       1. История развития жанра буктрейлера. Буктрейлер – аналог кинотрейлера, рекламного видеоанонса нового фильма, строящегося как видеоряд, нарезка наиболее интересных, интригующих моментов. Подобно тому, как кинотрейлер – основание для потенциального зрителя решить, стоит ли идти в кинотеатр и смотреть фильм целиком, так и буктрейлер – основание для решения потенциального читателя, прочитать или нет книгу.
       В мировом сообществе буктрейлеры превратились в отдельный жанр, объединивший литературу, информационные технологии, кинематограф и интернет. «Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса в 1986 году» [6, с. 5]. Широкой публике буктрейлер впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году: ролик рекламировал книгу Кристин Фихан «Темная симфония», десятый по счету роман из многотомной вампирской серии. Это событие дало начало популяризации буктрейлеров. Однако популярность буктрейлеры стали получать с 2005 года, благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей.
       В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги.
       За прошедшее десятилетие выпуск буктрейлеров превратился в самостоятельную и быстро набирающую обороты отрасль книжной индустрии. Причем заметна тенденция ее развития из прикладной пиар-технологии в самоценное медиатворчество. Растет число высокопрофессиональных роликов, где мастерство граничит уже с искусством [см.: 10].
       Намечается и другая тенденция: создание видеороликов по книгам становится увлечением непрофессионалов. Так, в сентябре 2011 года Алтайская краевая библиотека организовала праздник «Bookтрейлер – к знаниям!», в рамках которого проводился конкурс «Сними книгу!» (трейлеры понимались тут как «краткие видеоролики на тему чтения»). Вологодской областной юношеской библиотекой до конца 2011 года был объявлен конкурс буктрейлеров «Книга в кадре». В 2016 проходил Всероссийский конкурс буктрейлеров, организованный Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, принять участие, в котором мог любой желающий старше 14 лет как в команде, так и индивидуально. В конкурсе участвовали видеоролики, посвященные любой книге и фрагменту художественного произведения или книжной серии, любого года и места издания, опубликованной на русском языке в печатном или электронном виде.
       Сейчас активно поддерживает технологию создания буктрейлеров образовательный центр «Сириус» (г. Сочи) и издательство «Эксмо», куда входит издательская группа «Дрофа-Вентана», куратор проекта - «Страна читающая».
       На сайте этого проекта можно найти практические советы по созданию буктрейлеров и видеопоэзии. А еще можно выставить работу на конкурс и получить оценку ролика профессионалами, завоевать признание публики и какие-либо призы.
       Основная цель таких роликов – пропаганда чтения (рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя), привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. В ролике продолжительностью не более 3 минут информация о книге подается так, что сразу хочется взять ее и почитать. Буктрейлеры снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Буктрейлер помогает находить новых читателей. По словам Александра Архангельского, задача у создателей буктрейлеров всегда одна – заинтересовать читателя той или иной книгой, а способы для этого могут быть выбраны самые разные [см.: 4]. Близкой к буктрейлеру является видеопоэзия – подобные ролики снимаются по стихотворным произведениям, когда поэтические строки того или иного автора сопровождаются определенными визуальными средствами.
       2. Классификации буктрейлеров. Различные виды текста, которые появились в последнее время – электронные, интерактивные книги, а также мультимедиа, сочетающие как минимум три вида подачи материала: текст, аудио и видео – обусловили разнообразие подачи буктрейлеров.
       Юлия Щербинина в своей статье «Смотреть нельзя читать: Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России» выделяет две группы буктрейлеров: по способу визуального воплощения текста и по содержанию [см.: 10].
       По способу визуального воплощения текста буктрейлеры бывают:
  •  1 – неигровые или презентация (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.);
  •  2 – игровые (минифильм по книге);
  •  3 – анимационные (мультфильм по книге).
       По содержательной классификации встречаются:
  •  1 – повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
  •  2 – атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
  •  3 – концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
        Конечно, эти классификации очень условны и не универсальны. Например, неигровой буктрейлер может содержать элементы анимации; может быть одновременно «повествовательным» и «атмосферным».
        Функции буктрейлера как явления книжной культуры – просветительские и пропагандистские: представить книгу и побудить к ее прочтению.
        3. Работа над школьным проектом – правила создания буктрейлера. Созданием буктрейлеров, связанных с одновременным применением различных предметных областей, обучающиеся 9-10 классов МОУ «Лицей №7» г.о. Саранск занимались в 2016-2017 и 2017-2018 учебных годах, в ходе урочной и неурочной деятельности по литературе и искусству (на уроках обобщения по творчеству писателей и в рамках тем «Воздействующая сила искусства», «Дар созидания. Практическая сила искусства», а также «Искусство в открытии мира»).
        Каждый класс (9Б и 9Л; 10А и 10Л) был разделен на 4 группы по 6-8 человек случайным (рандомным) способом: если в классе 28 человек, заранее готовилось 28 маленьких листочков, на каждом из которых записывался номер группы (например, на листочке написана цифра 1, значит, учащийся войдет в 1-ую группу; на листочке написана цифра 2, значит, учащийся войдет в 2-ую группу и т.д.), рядом с одной цифрой в каждой группе ставилась буква К – капитан команды (ученик, вытянувший этот листок, становился капитаном команды); потом все листочки скручивались и складывались в шкатулку или красочный пакет; ученики тянули фанты и узнавали, с какой группой будут работать над проектом, определялся капитан.
        Капитан выступает в роли продюсера: организует мозговой штурм, выбирает идею буктрейлера из нескольких предложенных, осуществляет общее руководство группой, дает рекомендации, к которым участники обязаны прислушиваться со всей серьезностью, выкладывает видеозапись в сети Дневник.ру на странице своего класса не позднее срока, определенного учителем на выполнение проекта.
        Такая организация способствует:
  • формированию чувства дружбы и товарищества в классе;
  • определению своей позиции и ответственному поведению в обществе;
  • осознанию своей идентичности как члена школьного коллектива (т.е. учитель достигает личностных результатов обучения).
        Срок исполнения проекта – 1-2 недели. Было создано 8 буктрейлеров по роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», 8 по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», 8 по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», а также 8 примеров видеопоэзии на конкурс «Читаем Тютчева», объявленный проектом «Страна читающая». На сайте этого проекта можно не только найти практические советы по созданию буктрейлеров и видеопоэзии, но еще и выставить работу на конкурс и получить оценку ролика профессионалами, завоевать признание публики и какие-либо призы.
        По способу визуального воплощения текста почти все проекты были игровыми (минифильм по книге), и только группа под руководством Архипкиной Марии, ученицы 9Л, создала анимационный буктрейлер по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Задача их группы состояла в раскрытии образа Коробочки.
        По содержательной классификации в основном были представлены повествовательные буктрейлеры (презентующие основу сюжета произведения). Яркий атмосферный видеоролик (передающий основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции) создала группа Шалаева Ивана, ученика 9Л, по роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
        Интересный и неоднозначный концептуальный проект получился у группы Шелепина Никиты из 9Л, раскрывающий образ Собакевича из поэмы Н.В. Гоголя. Ключевые идеи и общую смысловую направленность гоголевского текста они переосмыслили в духе трейлера к фильму «Пятьдесят оттенков серого».
        Подробнее об этапах работы.
        На первом этапе (1 уроке) школьного проекта обучающиеся разделились на группы и познакомились с разновидностями буктрейлера – мини-экранизацией, интерпретацией и даже пародией. Важно было выбрать наиболее подходящий для данного литературного произведения творческий стиль. История, описанная в книге, уже есть, надо интересно показать ее.
        Вся остальная работа проводилась вне урока.
  •  1) Капитаны-«продюсеры» проводили мозговой штурм для членов команды: задали вопрос: чем хотим поделиться со зрителем? в чем главная мысль произведения? Написали ответы в нескольких предложениях. Получится синопсис – скелет будущего сценария. Распределили роли и обязанности каждого члена команды по подготовке материалов для создания буктрейлера.
  •  2) «Сценаристы» выбрали эпизод произведения для ролика. Во время повторного прочтения выделили те моменты, которые могут быть положены в сюжет. Чтобы буктрейлер получился захватывающим, сцены старались взять необычные, интригующие. Написали сценарий для ролика.
  •  3) «Композитор», конечно, не писал музыку, но подбирал музыкальное сопровождение, фото- и видеоматериалы, соответствующие сюжету и типу буктрейлера.
  •  4) «Режиссер» обсуждал с командой, что они будут показывать в ролике, а что оставят за кадром, предоставив зрителю простор для фантазии. Обдумывали, где будет происходить действие? как происходить? что будут говорить актеры? Ответы на эти вопросы – это раскадровка.
  •  5) «Операторы» определялись с техническими средствами: микрофон и камера для создания видео- и аудиоматериалов; программы для работы – WindowsMovieMaker, SonyVegasPro.
  •  6) «Художники-концептуалисты» выбирали место для съемки и реквизит. Бесспорно, лучше учитывать смысл произведения, чтобы максимально точно подобрать место для съемки и сопутствующий реквизит. При этом совершенно не обязательно устраивать из школьного класса киностудию. Немного деталей, и школьное прочтение превратилось в маленький спектакль. Одна из четырех групп предложила интересный прием: сцену объяснения Онегина с Татьяной, которое происходило лунной летней ночью, они снимали на фоне «летней» картины, а сцену дуэли Онегина и Ленского – на фоне картины, изображающей зиму. Другая группа снимала сцену бала в доме Лариных в школьной сенсорной комнате. 
          Продумали композицию . Главное действующее лицо должно было располагаться на переднем плане и занимать основное пространство кадра, а все остальное – фон или вспомогательные элементы. Выбирая обстановку для интервью или съемки, следили за тем, чтобы фонари, деревья, комнатные растения, трубы и прочие посторонние предметы не «торчали» из головы читающего.     
  •  7) Репетиции. Несколько раз на репетициях к съемке разыгрывали сценарий по ролям. Продумывали мизансцену, кто и где будет находиться, а также что делать во время того, как один из участников говорит. Рассматривали композицию кадра. Еще на уроках ИЗО ученикам говорили о том, что люди со времен наскальной живописи пытались создать глубину в плоском рисунке, ведь мир вокруг – объемный, 3D. До появления термина «перспектива» эта задача решалась различными способами. Объекты, находящиеся ближе к зрителю, изображались более мелкими – впоследствии этот прием получил название «обратная перспектива». Леонардо да Винчи был одним из первых, кто применил тональную перспективу. Это метод, согласно которому предметы, изображенные на заднем плане, должны быть выполнены в более холодной цветовой гамме. Сегодня этот прием также применяется в кино- и телевизионной съемке, придавая дополнительную глубину кадру.
          Если в процессе съемки ученики понимали, что у них нет технических возможностей для создания тональной перспективы, то создавали линейную с помощью окружающих объектов: на фоне книжных полок, зданий, коридоров.              Какие выводы сделали обучающиеся:
  1. вертикальная ориентация кадра, в особенности если вы снимаете на телефон, оставляет черные поля по бокам. Это выглядит, мягко говоря, несовременно. Однако если вы повернете свое устройство горизонтально (альбомная ориентация), черные поля исчезнут, и держать устройство в таком положении – намного удобней;
  2. если объект съемки стоит на месте, то и камера не движется. Если объект съемки перемещается в рамках одного кадра (берет книгу со стола или с полки), то камера также может оставаться в покое. Любое действие в кадре всегда смотрится живо и воспринимается лучше, чем неподвижно стоящий человек с руками по швам. Если рассказчик выходит из кадра, то камера следует за ним. В этом случае важно идти за читающим плавно, чтобы не создавалось тряски в видеоролике;
  3. всегда нужно оставлять немного пустого пространства над головой того, кто в кадре, ведь он всегда может поменять позу, выпрямиться или привстать. Чтобы голова не «обрезалась» в кульминационный момент, лучше оставить больше пространства со всех сторон, поставить камеру дальше, отойдите на шаг-два назад;
  4. чтобы избежать «трясущегося» изображения, надо использовать штатив. Если его в наличии нет – поставить камеру или телефон на твердую поверхность или прислонить к стене или дереву. Также можно сесть за стол и опереться на него локтями, а если снимать стоя, то лучше расставить ноги на ширину плеч и слегка вытянуть руки – все эти «хитрости» помогают стабилизировать кадр.
          Затем выставляли свет. Свет играет очень важную роль в восприятии видеоролика, он создает атмосферу и настроение. Классическая схема предполагает освещение главного объекта с трех сторон (трехточечная схема освещения) – основной световой прибор подсвечивает объект, компенсирующий световой прибор убирает тени, созданные основным, контровой свет отделяет объект от фона, делая его объемным.
          Какие выводы сделали обучающиеся:
  1.  если текст предусматривает полумрак или темноту – используйте это, но качество изображения при съемке в темноте резко ухудшается;
  2.  естественный дневной свет делает видеоролик жизнерадостным и легким. Если вы снимаете прочтение на улице, лучше всего делать это утром до 12.00 и днем, после 16.00. В эти часы свет максимально мягко рассеивается, а тени не создают резкого контраста. Утренний свет походит для легких и добродушных образов, вечерний – для загадочных;
  3.  про свет в помещении. Главное – не становитесь спиной к окну. Иначе не видно актеров, ведь свет падает на камеру. Источник света в помещении (окно или световой прибор) всегда должны находиться перед лицом или лицами читающих. Разумеется, не настолько близко, чтобы ослеплять. Искусственный свет с потолка создает дополнительную синеватую тень под глазами, а значит, визуально делает актеров уставшими в кадре.
         Однако ученики экспериментировали со светом. Например, для того чтобы Татьяна Ларина в кадре смотрелась загадочной, подсвечивали лицо актрисы с одной стороны. А эффекта лунной ночи достигли так: в коридоре, где проходила съемка, выключили свет, а в помещении напротив – включили. В результате – в нужное окно смотрела «луна».
         Звук. Современные устройства позволяют записать звук отличного качества, но если объект съемки находится далеко от камеры, а дополнительного звукового оборудования нет, то зритель может не услышать речь героя, особенно это касается съемок на шумной улице или в ветреную погоду. Но и здесь был найден выход – ученики записывали звук отдельно на телефон и подкладывали его в дальнейшем на монтаже.          
  • 8) Ответственный за монтаж отвечал за то последовательность кадров в видео. Важно, чтобы в голове зрителя рождались ассоциативные связи от увиденного.
        Но создать интересное видео можно и без монтажа, сняв все одним планом, как, например, сделала группа, создавшая анимационный буктрейлер по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Для этого была проведена большая подготовительная работа художником, продуман реквизит и сделано много дублей.
        4. Порядок контроля и оценки результатов проекта. Оценивает результаты работы обучающихся учитель русского языка и литературы. Критерии оценки соответствуют требованиям, представленным в официальных
  1. конкурсах буктрейлеров:
  2. логичность сюжета;
  3. информативность;
  4. художественность (образность);
  5. сила воздействия;
  6. оригинальность содержания и исполнения;
  7. грамотность текста;
  8. степень личного участия в подготовке ролика (собственные видео и фотоматериалы, графика, исполнение музыки и т.п.);
  9. техническое исполнение: удачный видеоряд, подбор музыкального исполнения, полное указание всех создателей видео, читаемость титров.
        5. Результаты использования технологии. Технология создания буктрейлеров развивает логическое мышление, учит ставить точные цели и мыслить на несколько шагов вперед и не так как все, а по-своему (метапредметные результаты обучения).
        В области предмета обучающиеся смогли:
  •  1 – предложить собственную интерпретацию произведения, т.к. буктрейлер всегда перпендикулярен тексту, он рассказывает свою историю про книгу, а не копирует историю, рассказанную автором;
  •  2 – дать оценку произведениям русской литературы;
  •  3 – провести частичный филологический анализ текста;
  •  4 – охарактеризовать литературного героя;
  •  5 – пересказать эпизод с использование цитат из текста;
  •  6 – продлить «общение» с полюбившимся произведением, «зафиксировать» момент катарсиса.
       Создание видеороликов по мотивам русской классической литературы, изучаемой в школе, активизировало фантазию, раскрыло творческий потенциал, пробудило интерес к созданию новых информационных ресурсов для продвижения чтения.
       В сфере личностных отношений работа в случайных группах способствовала:
  • 1 – формированию чувства дружбы и товарищества в классе;
  • 2 – определению своей позиции и ответственному поведению в обществе;
  • 3 – осознанию своей идентичности как члена школьного коллектива.
       Когда деятельность ребят вышла за пределы классного кабинета и оценивалась широкой интернет-аудиторией (всеми пользователями «Дневника.ру»), отношение к работе поменялось: осознание, что их будут смотреть незнакомые зрители, дало большое подспорье в развитии навыков самоконтроля и рефлексии.
       Заключение. Таким образом, под термином «буктрейлер» понимается ролик-миниатюра длительностью не более 3 минут, который демонстрирует самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует её содержание. Он может быть серьезным или ироничным, точной иллюстрацией произведения или его вольной интерпретацией, даже пародией на книгу.
       Представляя читателю книги и пропагандируя чтение в мировом культурном сообществе, буктрейлеры превратились в отдельный синтетический жанр, объединяющий литературу, визуальное искусство и Интернет.
       Буктрейлер в школьной практике – не столько реклама, сколько способ приобщиться к книжной культуре, а еще – освоить азы разных специальностей, связанных с кино- и видео-индустрией (сценарист, режиссер, оператор, актер, художник и т.д.). Ученики-«непрофессионалы», может быть, больше всех сделают для сохранения и возвращения книжной культуры в повседневность, собственными усилиями вводя тексты художественной литературы в жизнь – одноклассников и свою собственную, «в условиях ухода литературы из числа обязательных школьных предметов» [3, с. 3].
       Подготовка итогового продукта потребует от школьников различных лингвистических и информационно-технологических знаний, способствует развитию телекоммуникационных навыков и творческих способностей, формирует положительную мотивацию к чтению книг.
       Согласимся со словами одного из организаторов конкурса буктрейлеров VideoBooks Маши Мартыновой: «Продвижение книг с помощью талантливо и любовно сделанных буктрейлеров – достойный и качественный промометод, хоть и не единственный, и не лучший в мире: по-прежнему, лучший, на мой взгляд, личная рекомендация читателя. Буктрейлер же − это замечательный метод выражения признательности книге и автору, который доступен почти любому читателю, у кого есть компьютер, фотоаппарат, видеокамера и немного свободного времени» [цит. по: 1, с. 4].
       Критерии оценки эффективности. Эффективность проекта можно определить по:
  •  1 – образовательному результату, связанному с повышением качества индивидуальных достижений обучающихся;
  •  2 – повышению уровня социальной удовлетворенности со стороны обучающихся и их родителей.
  •  3 – росту инициативности педагогов Республики Мордовия и других субъектов РФ, готовых приступить к внедрению технологии в собственную практику и дальнейшему развитию методик развития коммуникативной и языковой компетенций.
       Ресурсное обеспечение проекта предполагает использование педагогического потенциала МОУ «Лицей № 7», материально-технической базы школы.
       Информационное сопровождение проекта. Проект пользуется популярностью и является востребованным в педагогическом сообществе республики. По его материалам Тарасова Л.В. выступала с докладом на республиканском семинаре «Буктрейлер – современная форма продвижения книги и чтения» в «Мордовском республиканском институте образования» в сентябре 2017 года.
       С этапами реализации проекта можно познакомиться на официальном сайте Тарасовой Людмилы Владимировны и Солдатовой Натальи Геннадьевны, творческой группы учителей МОУ «Лицей № 7» г.о. Саранск в разделе ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ (код доступа: https://tarasovalv-soldatovanglyceum7.jimdofree.com).
       Также с основными приемами и методами формирования коммуникативной и языковой компетенций можно познакомиться в публикациях авторов проекта.
       Публикации авторов на профильную тему:
  1.  Тарасова Л.В., Солдатова Н.Г. Технология создания буктрейлеров на уроках литературы как способ активизации творческого мышления учащихся // «Современное содержание и технологии проектной и исследовательской деятельности школьников», Всероссийская научно-практическая конференция «Современное содержание и технологии проектной и исследовательской деятельности школьников, 24-25 октября 2017 г. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2018.
  2.   Тарасова Л.В., Солдатова Н.Г. Технология создания буктрейлера на уроках литературы как актуальный способ интерпретации художественного произведения (на материале пьесы М. Горького “На дне”)» // Всероссийский научно-педагогический журнал «Академия Педагогического Знания»: Выпуск № 7. 2018. Часть 3. C. 89-92.
  3.   Солдатова Н.Г. Методическое осмысление жанрового подхода к обучению русскому языку в научной литературе // Новая наука: психолого-педагогический подход: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (Уфа, 17 марта 2017). Стерлитамак: АМИ, 2017. №3. С. 130–131.
  4.   Солдатова Н.Г. Методическое осмысление жанрового подхода к обучению русскому языку в научной литературе // Человек, текст, язык в системе социогуманитарного знания: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Тагил, 29 марта 2017 г.) / отв. ред. Ю.А. Фомина. Нижний Тагил: Нижне-Тагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017. 166 с.
  5.  Солдатова Н.Г. Речевое поведение учителя как основа формирования речевой культуры учащихся // Учитель создает нацию. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. г. Грозный, 25 ноября 2017 года. Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2017. 379 с.
  6.   Солдатова Н.Г. К вопросу о функциональном и прагматическом аспектах изучения текста // Педагогическое образование в новых условиях: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября 2017 г.). [Электронный ресурс] / Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. Электрон., текстовые дан. Куйбышев, 2017. 1 электрон.опт. диск (CD-ROM). – Систем.требования: Celeron, 433 МГц ; не менее 64 Мб ; 100 Мб ; MicrosoftWindows XP, Vista, 7, 8 ; 800х600, 16 бит, HighColor ; привод CD-ROM, клавиатура, мышь. Загл. с экрана. ISBN 978-5-00104-216-7

Литература:

  1.   Буктрейлер как инструмент продвижения книги: методическое пособие / Департамент культуры и туризма Вологод. обл., Вологод. обл. универс. науч. б-ка им. И.В. Бабушкина. – Вологда: ВОУНБ, 2016. 23 с.
  2.   Волкова Н.В. Буктрейлер: инструмент книжной рекламы как средство воспитания читателя // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания: материалы XII Международной научнопрактической конференции, г. Москва, 2 октября 2014 г. М.: Изд-во «Институт стратегических исследований», 2014. С. 59–63.
  3.   Загидуллина М.В. Новые формы медиакоммуникации: буктрейлеры к «Евгению Онегину» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4 (2). С. 54–58.
  4.   Итоги конкурса «Читаем Чехова» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lit.drofaventana.ru
  5.   Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 59 с.
  6.   Лисовская Т.А. Буктрейлер – современный способ продвижения книги в библиотеке: методические рекомендации // Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф. Морозова. Петрозаводск: ДЮБ РК, 2014. Вып. 1. 16 с.    Памятка для создания буктрейлера // Школа вдохновения. Литературные курсы on-line [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school-ofinspiration.ru/pamyatka-dlya-sozdaniyabuktrejlera
  7.   Сипель Н.О. Буктрейлер: как создать? // Современная библиотека. 2014. №7 (47). С. 18–23.
  8.   Снимаем видео для проекта «Страна читающая»: 10 творческих советов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://drofa-ventana.ru/material/snimaem-video-dlya-proekta-stranachitayushchaya-10-tvorcheskikh-so...
  9.   Щербинина Ю. Смотреть нельзя читать: буктрейлерство как издательская стратегия в современной России // Вопросы литературы. 2012. № 3. С. 146–166.