Исследовательская и проектная деятельность учащихся: программы гуманитарной направленности

Организация исследовательской работы с учениками средней школы на занятиях кружка «Основы журналистики»

         В МАОУ «СОШ №61» г. Чебоксары на протяжении 10 лет функционирует кружок юных любителей журналистики. В нем занимаются ребята 5-11 классов: разбирают работы мастеров, изучают особенности разных публицистических жанров, осваивают принципы сбора и сохранения информации, особенности газетного дизайна и многое другое. На практических занятиях ребята выпускают печатные издания – газеты и журналы (их несколько). Эта работа обеспечивает деятельностный подход в обучении, представляет собой внеурочные занятия, поддерживающие единые подходы в обучении и воспитании детей.
         На занятиях ребята получают задания исследовательского характера, побуждающие их использовать различные методы: 
  1.  изучение научных статей и книг;
  2.   проведение социологических опросов;
  3.   систематизация полученных данных;
  4.   эксперименты;
  5.   практическое применение полученных данных.
         Например, что может сделать ученик, готовясь к занятию «Интервью как жанр журналистики»?
         Во-первых, уяснить для себя: чем отличается интервью от обыкновенной беседы. Для этого он самостоятельно изучает материалы интернет-ресурсов и составляет сравнительную таблицу 1

         Во-вторых, юный журналист готовится к интервью, составляет перечень вопросов, которые задает своему коллеге. В процессе работы выясняется, что не все вопросы годятся для этого жанра. Вопросы закрытого типа, на которые можно получать ответы «да» или «нет», не годятся, так как не позволяют составить интересный для читателя текст. А вот вопросы открытого типа провоцируют рассказчика на интересные ответы. И по этим ответам можно написать хороший материал для газеты.
         В-третьих, кто же становится героем интервью? Чтобы ответить на этот вопрос, ребята обращаются к подшивке местного издания «Советская Чувашия». Газета «Советская Чувашия» — единственное ежедневное общественно-политическое издание Чувашской Республики на русском языке. Первый номер вышел 23 апреля 1917 года под названием «Чебоксарская правда». Ежедневный тираж - 20000 экз. в формате А2 на 4 полосах. Тираж «толстушки по четвергам» - 25000 экз. на 20 полосах формата А3.
         Это один из лучших показателей по России в расчете на душу населения. При этом «СЧ» — единственная из государственных ежедневных региональных газет в России, которая не пользуется дотацией, то есть не живет за счет налогоплательщиков. Такая позиция позволила достичь коллективу успехов в области менеджмента, газета была отмечена престижной российской Национальной премией прессы «Искра». В числе многочисленных достижений газеты — орден «Знак Почета», золотые медали «Национальное достояние международного благотворительного фонда «Меценаты столетия» и «На перекрестке национальных проектов», премия Союза журналистов России и диплом Лейпцигской книжной ярмарки. В 2005-2006 гг. оргкомитетом международной выставки «ПРЕССА» она удостоена Знака отличия «Золотой фонд прессы».
         Перелистав годовую подшивку газеты и проанализировав содержание различных интервью, ребята составляют диаграммы. Вывод – героем интервью должен быть человек, интересный читателям.
         В-четвертых, ребята выбирают себе объект интервью и начинают готовиться к встрече. Конкретная подготовка к интервью складывается из следующих моментов:
  •   определение цели интервью и характера необходимых сведений;
  •   изучение предмета интервью и собеседника;
  •   предварительное обдумывание хода беседы, составление вопросов;
  •   договоренность о встрече, месте, времени интервью.
        Журналист должен быть человеком эрудированным, обладать развитыми интеллектуальными знаниями в той области, в которой он специализируется, однако это не освобождает его от необходимости каждый раз изучать тот предмет, по поводу которого он собирается беседовать. Чем больше журналист будет знать о предмете интервью, тем больше он получит в самом интервью, не только потому, что знания позволят ему проникнуть вглубь проблемы, но и потому, что и сам он будет чувствовать себя увереннее, и собеседник отнесется к нему с большим уважением и серьезностью. Журналист должен знать свой предмет, а не стараться произвести впечатление, что он знает.
        Вместе с изучением темы и предмета беседы журналист стремится выяснить все, что возможно, о будущем собеседнике:
  •  его взгляды, позицию, занимаемую им по проблемам беседы;
  •  факты его биографии;
  •  его личные качества: привычки, особенности характера, которые могут повлиять на ход беседы.
        Уже в ходе изучения материала у журналиста складывается план будущей беседы. Каким он будет — с заранее сформулированными, четко продуманными вопросами или только в виде схемы, наброска тех главных проблем, которые можно решить, зависит от целей интервью, от вкусов и привычек самого журналиста. Иногда наличие строгого списка вопросов обязательно. Например, когда журналист идет к официальному лицу беседовать по какой-то четко определенной программе. Заранее подготовленные вопросы нужно иметь и для беседы по телефону, а также, если она проходит в условиях ограниченного времени. Таким образом, если журналист не составляет вопросов, он продумывает ход беседы, мысленно выстраивает ее план.
       У него должны быть заготовлены: 
  1. Рабочая гипотеза, то есть представление о проблеме, ее развитии, ее месте в изучаемом вопросе или, если речь идет об интервью-портрете, о главных чертах героя и так далее. Рабочая гипотеза — это по существу обдумывание конкретных целей интервью на новом уровне, то есть конкретизировать цели, вооружившись тщательным изучением предмет, будущего собеседника.
  2.  Драматургический стержень беседы. Это тот центральный элемент беседы, который должен объединить интересы журналиста и интервьюируемого. Он позволяет разговорить собеседника, заставляет его высказаться серьезно, не стереотипно, увлеченно. Часто таким стержнем выступает столкновение идей, момент дискуссии, который заставляет собеседника возражать, доказывать, раскрываться в споре.
  3.  Вопросы должны быть понятны интервьюируемому и иметь для него тот же смысл, что и для журналиста. Насколько возможно, необходимо учитывать уровень знаний собеседника и стараться построить вопросы таким образом, чтобы понятия и термины, входящие в вопрос, были ему знакомы. Нужно быть готовым перефразировать непонятный вопрос, объяснить термин. Хороший журналист находит с каждым собеседником общий язык, но это вовсе не значит, что он должен оперировать теми же разговорными выражениями, профессиональными словами, что и собеседник. Следующее требование к вопросу — он должен содержать в себе одну мысль. В противном случае интервьюируемый отвечает только на последнюю часть вопроса или на ту, которую ему легче запомнить. Иногда журналист смешивает в одном вопросе несколько, так как пытается подсказать собеседнику ход размышлений, и тогда эта совокупность вопросов превращается в подсказ.
      Составляя вопросы, журналист должен обратить внимание на то, чтобы они воспринимались как уместные в пределах обсуждаемой темы и соответствовали целям интервью. Вопрос также может быть и неожиданным для собеседника, и необычным по форме, важно, чтобы журналист умел подать его так, чтобы он не породил отрицательного эффекта.
      При составлении вопросов необходимо учитывать такой важный фактор, как осведомленность собеседника. Если он не может ответить на вопрос, то возникает неприятное чувство, что он не справился со своей задачей, не оправдывает ожиданий журналиста, роняет себя в его глазах. Интервьюируемый может замкнуться, заторопиться с окончанием разговора.
      Далеко не каждый собеседник имеет опыт интервьюируемого, но даже если ему необходимо знать, в чем будут заключаться его обязанности на этот раз. Журналист должен сразу объяснить оппоненту, что потребуется от него в этой роли: дать представление о продолжительности интервью, о необходимой степени компетентности в вопросах, которые предстоит обсудить и так далее. Первые вопросы интервью несут важную нагрузку. Отношения еще только устанавливаются, интервьюируемый еще не вошел в роль, он полон беспокойства, что беседа окажется ему не по силам или заставит его потерять время даром. Вопросы должны быть такими, чтобы он мог ответить на них без труда, почувствовать, что может успешно справиться с заданием.
      Прежде всего, собеседник воспринимает внешний вид журналиста, его манеру держаться, говорить. Первое впечатление носит ориентировочный характер и связано со способностью человека прогнозировать события и подготавливаться к ним. Интервьюер обязан и правильно прочесть собеседника, и создать условия для того, чтобы правильно, без искажений быть прочитанным собеседником. А компоненты, из которых складывается образ воспринимаемого человека, таковы: поведение, мимика, облик, выражение лица. Роль этих компонентов возрастает, когда контакт участников не краток (пресс-интервью), а беседа длительная, основана на личных взаимоотношениях участников ее.
      Интервью подходит к концу. Этот момент психологически интересен тем, что интервьюируемый расслабляется, напряжение спадает, он чувствует себя свободнее. В это время он может припомнить что-то важное, обронить какие-то интересные замечания, дополнить свой рассказ. Журналист должен быть внимателен к заключительным словам, не пропустить того значительного, что может в них содержаться.
      Прощаясь, журналист должен не только оговорить на всякий случай возможность повторной беседы, но и дать понять, что встреча была интересной, плодотворной, что интервьюируемый хорошо справился со своей задачей, поскольку человек затратил время, усилия, и он должен чувствовать, что сделал это не напрасно. Таким образом, журналист закладывает основу дальнейших встреч с этим человеком для самого себя и своих коллег.
      В-пятых, чтобы отрефлексировать, как прошло интервью, ребята составили оценочный лист репортера, который можно заполнить самостоятельно (самооценка), можно попросить интервьюируемого заполнить его.
      Итогом работы являются публикации в школьной газете.

Литература:

  1.   Константинова Ирина Анатольевна. Интервью как жанр журналистики // Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика». 2011. URL: https://project.1september.ru/works/590175 (Дата обращения 31.03.2018).
  2.   Лаврик О.В. Основы журналистики: учебно-методическое пособие для студентов по специальности «Журналистика». Харьков: ХНУ имени. В. Н. Каразина, 2008. 73 с.
  3.   Рэндалл Д. Универсальный журналист: М.: Международный центр журналистики, 1996. 120 с.
  4.   Шумилина Т.В. «Не могли бы вы рассказать»: Метод интервью в журналистике. М:. Издво. Москов ун-та, 1976. 136 с.