Исследовательская и проектная деятельность учащихся: программы гуманитарной направленности

Исследование в гуманитарной сфере: субъективный образ мира и становление рефлексии

         Мир объективен, а образ мира – субъективен. И то, и другое представляют, соответственно, объективную и субъективную реальность. Если окружающий нас мир и собственная наша природа находятся в постоянном изменении, то и необходимый для адаптации в среде образ мира также представляет собой изменяющуюся реальность знаковых систем, сложившихся в культуре. Человек с древнейших времен обладал целостной системой представлений о себе и окружающем мире, о своей роли и месте в нем, о пространственной и временной последовательности событий, их причинах и значении для целесообразной жизнедеятельности. Исторически преемственной и целостной системой человеческого мировоззрения обладает каждая культура, внутри которой формируется личность каждого отдельного человека. Изначально подобные относительно устойчивые картины мира были представлены в первобытных культурах мифологическим образом, а затем — в процессе становления философии, религии, искусства и морали – стал формироваться прообраз научной картины мира. С развитием цивилизации и накоплением огромного объема разнородной информации посредством все новых и новых открытий в повседневной практике образ мира постепенно утратил свою родовую внутрикультурную определенность и стал чрезвычайно вариативным, представляя культуру человечества в целом, т.е. культуру современного человека как общественного индивида ХХ – ХХI вв. В настоящее время научный образ мира и научный образ человека совместно представляют собой, как это показал С.Л. Рубинштейн, целостную систему «Человек и мир», причем каждый человек привносит в эту систему те элементы, которые для него актуальны, наиболее значимы и относительно непротиворечивы, образуя мировоззренческую основу жизненной позиции отдельной человеческой личности.
          Человек и мир – та целостность, которую мы должны удерживать при познании психических феноменов. Невозможно точно понять отдельные проявления, действия, поступки отдельного человека вне того социокультурного и исторического контекста, в котором происходило его развитие и в котором он осуществляет свою жизнедеятельность. Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн: «…Человек как осознающий, познающий субъект должен быть рассмотрен как находящийся внутри познаваемого бытия, как одна из форм сущего»[1] .
          В обыденном сознании мир и образ мира слиты в единое целое. Субъективный образ мира имеет базовую, инвариантную часть, общую для всех его носителей, и вариативную, отражающую уникальный жизненный опыт субъекта. Инвариантная часть формируется в контексте современной культуры, представляя систему исторически преемственных и вместе с тем актуальных значений и смыслов. Изменчивость субъективного образа мира определяется той социокультурной реальностью, в которую погружен человек. Реалии стремительно изменяющегося современного мира затрудняют использование традиционных паттернов культуры. Поэтому каждое новое поколение не только исторически наследует, но и заново творит такой образ мира, который позволяет ему адекватно адаптироваться в мире и адекватно воздействовать на этот мир.
         Принципиальное значение имеет отношение человека к своей жизни, степень осмысленности в процессах рефлексии – по отношению к себе и своей жизнедеятельности.
         С.Л. Рубинштейн выделил два основных способа активного существования человека, в соответствии с которыми выделяются два отношения человека к жизни:
         1) «жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек… Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом»;
         2) «связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее»[2] .
         В результате рефлексии человеком воссоздаётся более или менее адекватный образ мира, понимаемый, прежде всего, как отображение реального мира, в котором живет и действует человек, одновременно являясь частью этого мира. В этом отношении иллюстративны слова М.М. Бахтина: «...Мир, где действительно протекает, свершается поступок, — единый и единственный мир, конкретно переживаемый: видимый, слышимый, осязаемый и мыслимый… Единую единственность этого мира <…> гарантирует действительность признания моей единственной причастности, моего алиби в нем»3 . Образ мира – субъективная реальность, неотрывно соотносимая с объективными реалиями бытия человека. Образ мира, с одной стороны, представляет исторически изменчивый процесс приспособления к меняющейся реальности, а с другой – является основой выстраивания человеком адекватного взаимодействия с окружающей действительностью.
         Вместе с тем вследствие постоянно изменяющейся реальности существует проблема специфичности образа «своего» мира в отношении каждого поколения и возраста. Иначе говоря, конкретика содержательного наполнения образа мира, помимо исторических и этнокультурных особенностей, имеет половозрастную и субкультурную специфику. Именно «свой» образ мира, включающий осознаваемые и неосознаваемые его компоненты, непосредственно регулирует всю жизнедеятельность человека, играя определяющую роль на каждом этапе развития личности и в каждом поколении. При этом, чем динамичнее культура, тем заметнее изменения образов мира в каждом новом поколении. Понимание особенностей «своего» образа мира наиболее наглядно обнаруживается в противопоставлении с другими образами, особенно в бинарной оппозиции «свой/чужой».
         Формирование и содержательное наполнение образа мира начинается в раннем детстве, причем формирование и развитие представлений ребенка об окружающем мире определяется комплексом социальных условий. Становление образа мира у ребенка зависит, прежде всего, от его ближайшего социального окружения – семьи и окружающих взрослых. Значимым компонентом образа мира для ребенка является образ его «малой родины». Ближайшими взрослыми определяется тип социального проживания ребенка по месту его рождения, а также многие другие социальные характеристики образа мира, поскольку взрослые выступают носителями традиций, норм и представлений не только семьи как малой группы социума, но и более значительных социальных общностей – народа, социальной страты, государства и т.д. Оставаясь в своей основе достаточно устойчивым, образ мира на протяжении жизни человека претерпевает постоянные изменения в связи с объективными трансформациями реалий бытия и развитием внутренней позиции личности.
         С другой стороны, от того, как представлен мир человеку, каким образом человек видит мир, как он относится к тем или иным элементам этого мира, - зависит его жизнь, его деятельность и поступки. Поскольку видение мира человеком во многом определяется доминирующими в обществе моделями мировоззрения, то картины мира в истории человечества последовательно определяются моделями, производными от мифов, философских учений, мировых религий и, наконец, – научных концепций. Мировоззрение каждого современного человека, а не только узкого круга ученых, является, в той или иной мере, научно обоснованным. Если в современной европейской культуре общепризнанной стала научная идея персоногенеза – возвышения ценности индивидуальной жизни и отдельной личности, то и психологические науки приобрели особый мировоззренческий статус, определяя содержание сознания и самосознания каждого человека.
         Гуманитарное исследование направлено на исследование культуры и человека, человека в контексте культуры, знаково-символического пространства жизни человека во времени. В школьных предметах гуманитарное исследование может быть развернуто максимально, что дает возможность выхода учащихся на рефлексивную позицию по отношению к культурному контексту своей жизни и самим себе.
         В данном выпуске представлены разработки по практике организации исследовательской деятельности учащихся основной школы в гуманитарном направлении: по русскому языку, в работе с художественными и журналистскими текстами, на уроках литературы и истории, при изучении культурного ландшафта в области краеведения, а также в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Предложены конкретные методические разработки, вовлекающие учащихся в самостоятельную познавательную активность. Эти разработки, в той или иной мере, направлены на освоение исследовательских методов, позволяющих развивать адекватный образ мира и рефлексивные способности по отношению к себе и социокультурному контексту своей жизни.