В наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся экономическим и социальным условиям. Поэтому сегодня каждый учитель задумывается о том, как побуждать своих учеников мыслить, анализировать, делать выводы, принимать решения, то есть как научить их учиться. Одной из базовых образовательных технологий, поддерживающих такой подход в образовании, является метод исследования, который находит свое отражение как в исследовании, так и в проекте.
Метод по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, её изменяющимся условиям, так как проектно-исследовательская деятельность – культурная форма деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора . Уже начиная с дошкольного возраста, такая деятельность способствует развитию познавательных способностей, творческого мышления и воображения, коммуникативных навыков, позволяет в естественных условиях готовить детей к школьному обучению.
Метод проектов очень подробно описан сегодня в педагогической литературе и реализуется во многих московских школах и детских садах, однако участие в городских и окружных конкурсах позволяет сделать вывод, о том, что среди педагогической аудитории достаточно часто проект реализуется в форме подготовки расширенного доклада или презентации по определенной теме.
В современной педагогической литературе описываются разные подходы, дается масса полезных рекомендаций. Нашей целью стало не традиционное описание вышеуказанных компонентов проектно-исследовательской деятельности, а осуществление педагогической технологии
творческого проекта, зародившейся в процессе работы городской инновационной сетевой площадки (площадка работала с 2006 по 2012г.), а также знакомство с опытом реализации различных творческих проектов в учреждениях инновационной сети, образующейся вокруг Ресурсного центра при ГБОУ Прогимназии №1819 – ныне школа, входящая в ГБОУ Школа №1573 г. Москвы.
Творческий проект в нашем понимании и в нашей практике – это проект, объединяющий различные области знаний – науку и искусство. Творческий проект всегда надпредметен и межпредметен, и, вследствие этого, является одним из самых доступных и эффективных методов формирования и закрепления метапредметных компетенций. По мнению профессора МГУ, руководителя педагогической мастерской «Интеграция науки и искусства в школе» В.Г. Александровой, такой интегративный подход повышает эмоциональную восприимчивость, устойчивость эвристических процессов, развивает воображение и фантазию, углубляет ассоциативное мышление, стимулирует креативность. Она отмечает, что современная гуманная педагогика подчеркивает, прежде всего, не ценность знания, а ценность человека, для которого эти знания есть уникальная возможность собственного развития, становления. Она в равной степени обращена как к интеллектуальной, так и к эмоциональной сфере человека, ибо, акцентируя внимание на эмоциональном восприятии, поддерживая эвристические процессы, стимулируя творчество ученика и учителя, она позволяет сделать воспитание духовно-нравственным ядром образовательного процесса .
Современная общепринятая классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей деятельности обучающихся и воспитанников:
- практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций);
- исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
- информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет и др.);
- творческий проект – максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, видеофильмы, театрализации и т.д.;
- ролевой проект – литературные, исторические и т.п. ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Работая над технологией творческого проекта, мы пришли к тому, что трактовать его можно шире, так как именно в такой вид проекта можно включить и объединить все перечисленные выше виды деятельности.
Благодаря такой комплексности, творческий проект может объединять весь класс, параллель, группу или все учреждение.
В процессе трехлетней экспериментально-инновационной работы выстроился комплекс, объединяющий все учреждение в одну команду, которой и были отработаны все этапы общешкольного проекта.
Наилучшим образом суть таких проектов выражена нами в следующей формуле:
Успешный проект = познание + творчество + сотрудничество.
Основные этапы работы над творческим проектом соответствуют традиционной хорошо известной схеме:
- Выделение проблемы и вытекающих из неё задач.
- Выдвижение гипотез и их решение.
- Обсуждение методов исследования.
- Продумывание хода деятельности и распределение обязанностей.
- Сбор, систематизация и анализ полученных данных.
- Подведение итогов, оформление результатов.
- Выводы, выдвижение новых проблем исследования; анализ и рефлексия.
Однако, в наших проектах есть существенные дополнения к этой схеме.
1. Общая тема для всего учреждения, которая разрабатывается с разной глубиной на разных возрастных этапах. Таким образом, мы осуществляем более широкий её охват
2.Объект своего исследования дети изучают не только через науку, но и через искусство. Это наделяет наши проекты двумя главными особенностями:
1) дети получают знания об объекте не просто как об области знаний, но как о части человеческой культуры, то есть такое исследование приобретает комплексный характер;
2) презентация такого проекта – это не просто доклад о проделанной работе, это «художественное событие» (термин Л.Г. Савенковой, ИХО РАО), которое позволяет с помощью театрализации объединить весь полученный разными классами материал вместе и продемонстрировать одновременно продукты исследовательской и творческой работы. Такой проект превращается для ребят из «дополнительной нагрузки» в увлекательное приключение-праздник.
В номерах журнала «Жираф», созданного для трансляции наработок объединения городских экспериментальных площадок СВУО в массовую практику, мы уже рассказывали о подобных проектах: «Счастье глазами детей» и «Почему мир цветной?», реализованных в Прогимназии и некоторых учреждениях сети. В новом номере мы помещаем материалы общешкольного творческого проекта «Четыре стихии». Целью нашего исследования стало знакомство с огнем, водой, землей и воздухом как стихиями. Ребята задались вопросами: «Почему их называют стихиями?», «Какую роль в нашей жизни они играют?» и т.д.
Работа велась сразу по нескольким направлениям: каждый класс не только собирал исторические и научные сведения, но и создавал экспериментальную научную и творческую лаборатории, исследовал отражение стихии в древней культуре, в искусстве. В научной лаборатории были проведены опыты и сделаны выводы; в творческой лаборатории ребята писали сказки о стихиях, писали сценарий, исследовали цветовую палитру четырех стихий и создавали декорации к спектаклю-презентации. Изучение стихий было распределено по классам:
- 1 «А» и 1 «Б» – стихия воздуха.
-
2 «А» класс – стихия воды.
-
2 «Б» класс – стихия огня.
-
3 «А» и 3 «Б» классы – стихия земли.
Итоги научных исследований были представлены каждым классом для ребят всей школы на «Дне науки» в форме защиты научных исследований. Финальная презентация представлена на Городском семинаре нашего ресурсного центра, посвященном «Творческому проекту как развивающему методу обучения».
В результате исследовательской и творческой работы ребята пришли к очень важным, социально значимым выводам: о необходимости бережного отношения к окружающему миру; о хрупкости этого мира; о том, что воздействие человека на окружающую среду может нанести вред природе и человеку как ее неотъемлемой части; получили важные для себя сведения об основах безопасности жизнедеятельности и закрепили полученные знания.
Итогом работы площадки стали:
- модель конвергентности образовательных областей с искусством;
- разработка и апробация блока программ и технологий для детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе преемственности образовательных ступеней;
- поддержка и формирование индивидуальных компетентностей;
- конструирование новых детско-взрослых общностей, их интеграция, поликультурная направленность и взаимодействие с городской средой.