Исследователь №1-2, 2018

Экзистенциональные основы формирования психологического благополучия личности

Психологическое благополучие оказывает существенное влияние на самореализацию личности во всех сферах ее проявления, и наиболее надежным средством его формирования является культивирование эвдемонических ценностей. Эвдемоническое благополучие сопровождается гедонистическим, не являясь по сути полярным первому или исключающим его. Оба эти понятия являются необходимыми компонентами психологического благополучия. По нашему мнению, психологическое благополучие отражает единство воспринимаемого уровня счастья и удовлетворенности жизнью, баланса положительных и отрицательных эмоций, осмысленности жизни, позитивных социальных отношений, мотивационной вовлеченности и позитивных достижений личности.

Испытуемые с высоким уровнем эвдемонического благополучия более креативны, им свойственны стремление и настойчивость в решении различных интеллектуальных и практических задач; их отличает систематичность, оптимизм, меньшая подверженность заболеваниям, а также они социабельны и испытывают меньшую враждебность к миру и самоотгороженность [1].

Высокий уровень эмоционального благополучия, надежды и оптимизма демонстрируют религиозные люди: вера может снижать чувство тревоги, вины и угнетенности за счет таких факторов, как идея о воздаянии в загробном мире; они чувствуют поддержку со стороны других верующих; происходит идентификация с вечностью, придающая смысл жизни и чувство психологического комфорта; верующим свойственно усвоение четких моральных императивов, преобразующихся во внутренние регуляторы поведения. Религиозные ритуалы воздействуют на воображение и способствуют возникновению чувственного и эстетического удовольствия.

В соответствии с исследованиями М. Чиксентмихайи, люди наиболее счастливы, если достаточно часто пребывают в особом потоковом состоянии, напоминающем самадхи (полное единение с деятельностью и ситуацией). «Поток» - оптимальное состояние внутренней мотивации, полная включенность в то, что делаешь. При этом испытывается ощущение, которое описывается как свобода и полное удовлетворение. Человек забывает о часах и минутах, еде и даже том, кто он есть – в своей социальной роли [5].

Препятствуют возникновению, вызывают апатию и скуку рутинные формы поведения, закостенелые ритуалы и вынужденные действия.

При формировании психологически благополучной личности не стоит ограничиваться лишь тем, что возникает спонтанно. Чиксентмихайи предложил два подхода: 1) изменение среды для облегчения возникновения состояния потока и 2) помощь другим в достижении состояния потока [5].

Для достижения чувства потока, необходимо чтобы избранная личностью для решения задача находилась в зоне его ближайшего развития. Чувство потока является процессом психологического отбора, играющего решающую роль в определении собственных интересов, целей и талантов на протяжении жизни [5].

Возможно, самым важным источником удовлетворенности жизнью и эмоционального благополучия являются позитивные социальные отношения. Это универсальный тип отношений с людьми вне зависимости от степени аффективной близости; стремление создавать атмосферу поддержки значимым для тебя людям, ожидания от других преимущественно положительных реакций на свое поведение. Выражается в культивировании чувства теплоты, доверия и интимности. Проявляется в стремлении делать добро, эмпатии, склонности к компромиссу и сотрудничеству. Опрос более 2000 американцев, проведенный в 1971, позволил заключить, что брак и семейная жизнь являются лучшими предикторами общей удовлетворенности жизнью среди всех остальных сфер активности личности. Э. Динер, исследуя кросскультурные источники субъективного благополучия, показал, что только один фактор надежно предсказывает субъективное благополучие - социальные отношения. Люди обычно считают успешность тесных взаимоотношений наиболее важными жизненными целями и стремлениями. Отсутствие близких отношений в значительной степени коррелирует с проблемным поведением [6].

В попытках понять феномен благополучия и то, какие факторы способствуют «хорошей жизни», неоднократно эмпирически выявлялось, что позитивные межличностные отношения жизненно важны для эмоционального благополучия. Наличие друзей, родителей, братьев, сестер, детей, супругов и других референтных лиц в социальном кружении является одним из важнейших залогов процветания как отдельной личности, так и человеческого рода в целом [5]. Человек, в конце концов, социальное существо, и он эволюционно предрасположен зависеть от качества своих межличностных отношений [4]. Социальные же отношения являются единственным предиктором благополучия, независимым от культуры [7].

Тот, кто проводит больше времени с семьей и друзьями, чаще имеет более выраженный позитивный эмоциональный настрой. Участники исследований, говорившие о значимости близких отношений в их жизни, обычно и счастливее, и здоровее своих сверстников-одиночек [4].

Согласно Р. Ларсену и З. Призмич, наслаждение отношениями не ради личной выгоды, а из альтруистических побуждений повышает благополучие [2].

Вопрос о смысле жизни тесно связан с выживанием и процветанием человека. Проблема смысла жизни затрагивает все аспекты человеческого существования: биологические, психологические, социальные и духовные. Процесс поиска личностного смысла усложняется тем, что каждый человек руководствуется своими собственными стандартами «о хорошем». Для множества людей главной ценностью являются деньги, потому что они остаются самым мощным средством мотивации в потребительском обществе. Другим важнее всего репутация. Для тех, кто живет в крайней нищете, высшей ценностью может стать отсутствие голода [3].

В. Франкл попытался дать общее объяснение индивидуальных различий в конструировании смыслов людьми. Он выявил, что для каждого человека чрезвычайно важно определить и обнаружить смысл своей жизни самостоятельно. Он также сформулировал основные стратегии поиска смысла. Он пришел к выводу, что «воля к смыслу» является предиктором достойной и полноценной жизни независимо от личностных ценностей и обстоятельств.

Стремление к совершенству является важной стратегией достижения высшей сферы бытия. Самосовершенствуясь, человек духовно обогащает себя и мир в целом. Позитивная самореализация – это эволюционно обусловленное стремление. Стремление реализовать себя максимально полноценно в социально желательном русле является для большинства людей приоритетной целью и одним из важнейших условий счастливой жизни. Высокие достижения являются плодами трудов тех, чье рвение и преданность делу помогают достичь совершенства, соответствующего их внутренним стандартам.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Психологическое благополучие личности часто проявляется в форме позитивной аффективности. Позитивная аффективность, в свою очередь, довольно сильно зависит от стиля объяснения событий, уровня эмоциональной культуры и возраста человека. 2. Мотивационная вовлеченность личности является мощным фактором формирования психологического благополучия за счет повышения эмоциональной насыщенности процесса деятельности и культивирования процессуальных удовольствий. 3. Позитивные межличностные отношения являются ведущим компонентом психологического благополучия личности. 4. Личностный смысл является одним из необходимых компонентов психологического благополучия. В то же время этот компонент наиболее динамичен и наименее стабилен, поэтому в определенные периоды жизни его доминирование может и не повышать психологического благополучия. 5. Гордость своими собственными достижениями и достижениями членов своей референтной группы так же служит средством самоподтверждения личности и росту психологического благополучия.

Литература:

  1. Fredrickson, B. Positivity: Groundbreaking Research Reveals how to Embrace the Hidden Strength of Positive Emotions, Overcome Negativity, and Thrive. New York: Crown. 2009
  2. Larsen, R.J., Prizmic, Z. The regulation of emotional well-being: Overcoming the hedonic treadmill. In M. Eid and R. J. Larsen (Eds.), The science of subjective well-being (pp. 258-289). New York: Guilford. 2007
  3. Reker, G.T., Wong, P.T.P. Personal meaning in life and psychosocial adaptation in the later years. In P. T. P. Wong (Ed.), The human quest for meaning (2 nd Edition). New York, NY: Routledge Publishers. 2011
  4. Segrin, C., Taylor, M.E. A social cognitive analysis of the effects of parental divorce on premarital couples’ communication skills. Paper presented at the annual meeting of the American Psychological Association, Washington, DC. 2005
  5. Seligman, M.E.P. Flourish: A Visionary New Understanding of Happiness and Well-being. New York: Free Press. 2011
  6. Sheldon, K., Elliot, A. J., Kim, Y. and Kasser, T. What’s satisfying about satisfying events? Comparing ten candidate psychological needs. Journal of Personality and Social Psychology, 80: 325–39. 2001
  7. Vittersø, J., Overwien, P. and Martinsen, E. Pleasure and interest are differentially affected by replaying versus analyzing a happy life moment. Journal of Positive Psychology, 4(1): 14–20. 2009)